Регуляторы Японии полагают, что использование "избыточных и диверсифицированных" систем безопасности позволит в будущем предотвратить возникновение на АЭС страны тяжёлых аварий. Об этом представители NRA - нового, постфукусимского регулирующего органа Японии - заявили на встрече с эксплуатирующими организациями (ЭО), прошедшей в середине января.
В свою очередь, позиция японских ЭО состоит в том, что безопасность атомных станций должна повышаться за счёт применения "оригинальных идей", которые могут быть различными для различных АЭС, а не путём внедрения "единообразных стандартов" в области безопасности. Ряд конкретных предложений, подготовленных регуляторами, уже получил одобрение у операторов.
Так, на каждой японской площадке появится резервный центр управления, обладающий собственным источником электропитания. Центр будет также располагать возможностями для заливки реакторов морской водой - в частности, для исполнения этой функции в каждом из центров предполагается установить по два насоса.
Регуляторы дали указание по месту расположения резервных центров. Они не должны находиться ближе 100 метров от реакторных зданий. Такую дистанцию регуляторы считают достаточным для того, чтобы центр не пострадал при падении на блок самолёта. Предлагается также сделать центры подземными или размещать их в зданиях с повышенной сейсмостойкостью.
Японские регуляторы настаивают на установке дополнительных систем отвода тепла к конечному поглотителю. Для блоков с BWR операторы в случае тяжёлой аварии должны иметь не менее двух различных способов отвода остаточного тепловыделения.
Негативную реакцию у ЭО вызвало предложение регуляторов разнести здания контейнмента и фильтры вентсистем не менее чем на 100 метров.
Регуляторы исходят из идеи, что на таком расстоянии фильтры не пострадают при падении на реакторное здание самолёта. Операторы обращают внимание, что вентиляционный трубопровод длиной 100 метров будет уязвим как при терактах, так и при землетрясениях. Вместо этого, они предлагают либо размещать систему вентилирования контейнмента под землёй, либо защитить её слоем бетона метровой толщины.
Большое внимание уделяется проблеме охлаждения в условиях тяжёлой аварии бассейнов выдержки на блоках с BWR. По всей видимости, наиболее удачным способом будет признана заливка водой с помощью автобетононасосов (АБН). Идея со сбросом воды с вертолётов - то, что делалось на Фукусиме в первые дни аварии - не вызывает ни у операторов, ни у регуляторов большого энтузиазма.
Однако даже к применению АБН работники станций должны быть готовы. Так, компания TEPCO напомнила, что во время аварии на Фукусиме она смогла получить в своё распоряжении мощные АБН 18 марта 2011 года, но к работе данное оборудование приступило только 22 марта. Простой в течение четырёх суток объясняется тем, что персонал не имел опыта эксплуатации таких насосов