Госкорпорации будут преобразованы в новую форму юридических лиц — публично-правовые компании. Это некоммерческие организации с правом инвестировать свободные деньги и широким набором целей — от проведения госполитики до контроля за отраслями, следует из законопроекта, подготовленного Минэкономразвития. Решение Дмитрия Медведева отказаться от госкорпораций трансформировалось в расширение сферы их деятельности, констатировали юристы.
Правительство подготовило новый законопроект, согласно которому госкорпорации и госкомпания «Автодор» будут преобразованы в новый вид компаний – публично-правовые. Подобный документ Минэкономразвития готовило еще в августе 2011 года, но он не вышел за пределы межведомственного согласования.
Решение отказаться от формата госкорпораций было озвучено президентом Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию еще в 2009 году. Их планируется преобразовать в новые компании, реорганизовать или ликвидировать. 29 декабря 2010 года премьер Владимир Путин утвердил соответствующий план-график. В соответствии с этим документом, Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов должны были быть реорганизованы еще в IV квартале 2012 года.
Согласно законопроекту, публично-правовая компания может создаваться на основании решения правительства или федерального закона, в том числе путем реорганизации госкорпорации или госкомпании. Эти компании будут некоммерческими организациями.
Новацией последней версии документа стала возможность реорганизовывать в публично-правовую компанию акционерное общество со 100-процентным участием государства. Таким, по замыслу Минфина, должно стать Российское финансовое агентство, которое должно управлять средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также госдолгом. Против этого выступили депутаты, которые усомнились в подотчетности государству подобного ОАО. В законопроекте же предполагается, что публично-правовые компании будут проверяться Счетной палатой, а работающие там госслужащие — подавать декларации о доходах. Председателя наблюдательного совета будет назначать правительство России.
Сейчас 100% акций государству принадлежит и в ОАО «Роснефтегаз», которое управляет нефтяными и газовыми активами – 75,16% «Роснефти», 10,74% «Газпрома», 7% Каспийского трубопроводного консорциума.
Авторы документа добавили цели, ради которых могут создаваться публично-правовые компании – среди них проведение государственной политики, оказание госуслуг, управление госимуществом, обеспечение модернизации и инновационного развития, осуществление контрольных, управленческих и иных общественно-полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, а также для других функций. Такие компании могут создаваться также под реализацию «особо важных проектов» и госпрограмм, в том числе региональных. Таким является, в частности, ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», учрежденное ВЭБом в 2011 году.
Публично-правовые компании смогут инвестировать свободные средства, говорится в законопроекте. Условием должны быть возвратность, прибыльность и ликвидность приобретаемых активов. Результаты работы будут оцениваться по итогам анализа полученной прибыли. Законопроект о принципах инвестирования средств публично-правовых компаний должен быть разработан в течение полугода после принятия самого закона о таких компаниях.
ВЭБ с 1 января 2014 года утратит полномочия по инвестированию средств пенсионных накоплений «молчунов». Вопрос об управлении этими средствами – около 1,4 трлн рублей – пока открыт, говорил ранее замминистра финансов Сергей Сторчак. Минфин в качестве одного из вариантов предлагает в будущем передать эту функцию Росфинагентству. В свою очередь глава Минэкономразвития Андрей Белоусов выступал за размещение в ВЭБе 100 млрд рублей средств ФНБ, которые должны пойти на инфраструктурные проекты. Впрочем, президент Владимир Путин говорил, что эти полномочия получит Росфинагентство.
Еще одна новация – возможность приобретать иностранные активы и создавать коммерческие и некоммерческие организации за рубежом.
В прежнем законопроекте значились только российские активы и организации. Кроме того, таким компаниям дадут и «иные права», круг которых не очерчен.
Авторы законопроекта также предусмотрели осуществление президентом России «отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний». Участие главы государства в деятельности таких компаний в прежней версии ограничивалась лишь ознакомлением с их отчетностью.
К прошлой редакции законопроекта на этапе межведомственного согласования у ряда ведомств были замечания, что не позволило принять законопроект в думскую осеннюю сессию, пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития. Новый вариант предусматривает возможность создания публично-правовых компаний на основании закона, а не только решений правительства, как было в прежнем варианте, сказал замдиректора департамента инновационного развития Сергей Лещенко. Также уточнены основные механизмы корпоративного управления. При подготовке законопроекта преобразование конкретных ОАО в публично-правовые компании не подразумевалось. «Когда мы указывали виды юридических лиц, из которых могут образовываться публично-правовые компании, то исходили из общей логики Гражданского кодекса, которая определяет саму возможность преобразования юридических лиц», — сказал Лещенко.
Во Внешэкономбанке «Газете.Ru» сообщили, что госкорпорация принимает участие в обсуждении данного законопроекта. «Каких-либо существенных изменений статуса не ожидаем», — сказали в ВЭБе.
В думском комитете по собственности «Газете.Ru» отметили, что комментировать новый законопроект считают преждевременным.
«Мы ждем принятия поправок в Гражданский кодекс, где формы юридических лиц будут изменяться»,
— сказал представитель аппарата комитета. Он добавил, что пока неясно, как будут соотноситься публично-правовые компании и акционерные общества.
Поправки в Гражданский кодекс, согласно которым ОАО разделятся на публичные и непубличные акционерные общества, пока до третьего чтения не дошли.
«Предполагается, что публичными акционерными обществами будут те, акции или ценные бумаги которых свободно торгуются на рынке. Непубличные – наоборот»,
— пояснил «Газете.Ru» юрист «Пепеляев групп» Николай Солодовников. Он предположил, что новая правовая форма компаний вводится ввиду необходимости более жесткого регулирования со стороны государства.
Новый законопроект — это попытка объединить две существующие формы некоммерческих организаций — госкомпании и госкорпорации, указывает старший юрист «Юков и партнеры» Зинаида Захарова. «Тем самым расширится сфера их деятельности, которая ранее ограничивалась предоставлением госуслуг и осуществлением социальных, управленческих и иных общественно значимых функций», — говорит юрист.
В законопроекте детально прописан порядок управления, а также имеются положения о направлениях расходования средств, замечает Захарова.
«Насколько это будет более эффективно с точки зрения контроля за деятельностью компании, покажет практика»,
— считает эксперт. По ее словам, дублирования форматов между акционерными обществами и публично-правовыми компаниями не будет.
«Публично-правовая компания — это некоммерческая организация, тогда как акционерные общества и вероятные публичные/непубличные АО — коммерческие, основная цель которых — извлечение прибыли»,
— разъяснила Захарова.