"Шестерке" международных посредников и Ирану не удалось достичь взаимопонимания в рамках второго раунда переговоров, который проходил в течение двух дней в Алма-Ате. Стороны выступили с рядом новых предложений, касающихся иранской ядерной программы, и условились в скором времени определить дату новых консультаций. Российская сторона надеется на прорыв на следующей встрече.
Неоднозначная, но детальная картина
Переговоры представителей Ирана и "шестерки" посредников (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) в Алма-Ате были детальными, однако стороны не смогли прийти к взаимопониманию, сообщил журналистам по окончании встречи замглавы МИД РФ Сергей Рябков. По его мнению, нынешний раунд оказался насыщеннее предыдущего, который прошел 26-27 февраля этого года. "По итогам второго раунда сложилась неоднозначная картина, но переговоры были детальными", — сказал он журналистам. Однако, добавил дипломат, "выйти на взаимопонимание "шестерке" и Ирану не удалось".
"Переговоры шли весьма интенсивно, с большим проникновением в детали, стороны смогли сосредоточиться на главных вопросах — это серьезный результат", — сказал он, отметив, что "нам по-прежнему сложно находить точки соприкосновения". При этом, по мнению российской стороны, "следующий раунд переговоров, когда он состоится, должен обеспечить необходимый прорыв в переговорах".
По словам Рябкова, предложения "шестерки" по решению ядерной проблемы Ирана представляют собой набор целостных шагов, основанных на предложениях, которые были представлены в Багдаде. "Мы понимаем, что чем ближе мы к цели, тем сложнее принимать решения. Но мы не склонны драматизировать отсутствие сегодняшнего решения", — отметил замглавы МИД РФ. "Задача в том, чтобы этот шаг сделать. Пока этого шага нет", — добавил он.
При этом он назвал несоответствующей действительности информацию о том, что Иран якобы категорически отказался внести изменения в свою деятельность по обогащению урана.
"Мы имеем достаточно глубокую проработку позиции иранской стороны. Мы услышали от иранцев то, что восприятие предложений "шестерки" (сделанных в феврале) предполагает учет многих приоритетов и предложений с нашей стороны. То есть в этом плане у иранцев позиция была вполне открытой и достаточно конструктивной",
— добавил Рябков. Пункт о необходимости приостановки обогатительных работ в Иране находится в "алма-атинском пакете" предложений "шестерки", представленном Тегерану на февральском раунде переговоров.
"Шестерка" международных посредников также рассчитывает, что дата и место нового полноформатного раунда переговоров с Ираном по ядерной проблеме будут согласованы в ближайшее время, сказал замглавы МИД РФ. "Шестерка" и Иран условились о новом контакте (верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин) Эштон с Тегераном, согласование даты и места нового полноформатного раунда будут определены скоро", — подчеркнул дипломат. По его словам, готовность договориться о продолжении переговорного процесса присутствует.
Позиции все еще далеки
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, со своей стороны, отметила, что в ходе переговоров в Алма-Ате впервые состоялся настоящий обмен мнениями по иранской ядерной проблеме между Тегераном и "шестеркой".
"Для меня очень важным было то, что впервые я увидела обмен мнениями между той стороной (Ираном) и нашей. Мы могли обсуждать вопросы во всех подробностях и получать ответы, чтобы двигаться дальше", — сказала глава европейской дипломатии на брифинге по итогам встречи. Вместе с тем она отметила, что позиции Ирана и "шестерки" пока не сблизились.
"Стало ясно, что позиции Ирана и "шестерки" все еще далеки друг от друга. Поэтому необходимо провести дополнительную оценку после возвращения делегаций в их столицы, чтобы понять, как двигаться дальше",
— сказала Эштон. Она добавила также, что будет поддерживать контакт с главой иранской делегации Саидом Джалили.
По ее словам, переговорщики должны работать максимально интенсивно для того, чтобы процесс заработал и обеспечил успех переговоров Ирана и "шестерки".
Иранцы довольны, но…
Иран удовлетворен переговорами с "шестеркой" международных посредников в Алма-Ате, заявил по итогам встречи секретарь Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили, возглавлявший иранскую делегацию на переговорах. "Мы считаем, что в этом раунде переговоров обсуждения прошли хорошо, и сейчас все будет зависеть от "шестерки", от их искренности и готовности принять соответствующие меры доверия", — сказал он.
По его словам, на встрече в Алма-Ате иранская сторона предложила свой план действий. "Другая сторона ("шестерка") не была готова прореагировать и попросила определенное время для изучения наших идей", — сказал он. По словам иранского дипломата, представители "шестерки" заявили, что предложения Тегерана будут обсуждаться в столицах стран-участниц переговоров.
"Со стороны шести государств были представлены их точки зрения. Они также сказали, что им необходимо провести должную оценку предложений с учетом взглядов Ирана и, конечно же, результаты переговоров будут сообщены ими в их столицах. Также госпожа Эштон после консультаций с министрами иностранных дел "шестерки" свяжется со мной, и мы обсудим, как далее будем продолжать наши переговоры",
— добавил Джалили.
Он еще раз подчеркнул, что обогащение урана является неотъемлемым правом Тегерана. "Как я уже неоднократно говорил, мы считаем, что право на обогащение (урана) является неотчуждаемым правом народа Ирана, будь то 5 или 20%. И на переговорах мы также об этом говорили", — отметил он. "На московском совещании был представлен комплексный план. Мы сказали, что считаем, что обогащение является частью нашего права, и мы собираемся его использовать, согласно правам и потребностям иранского народа, однако вопросы, которые связаны с сотрудничеством, могут обсуждаться на дальнейших переговорах", — добавил он.
В пятницу, перед началом переговоров, пресс-секретарь Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Майкл Манн сообщил журналистам, что "шестерка" готова признать право Ирана на мирный атом, однако Тегеран должен доказать международному сообществу, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.
К чему стремиться?
Иранская сторона позитивно оценивает "эволюцию" в позиции переговорщиков по ядерной программе, однако, с точки зрения ожиданий, не все предложения посредников, в частности, западных, ее удовлетворяют, отметил замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
"Позиция "шестерки", включая позицию западных партнеров, логична и достаточно резонна. По откликам иранских коллег, я могу сделать вывод, что они, в принципе, благоприятно оценивают некую эволюцию, которую мы прошли. Но с точки зрения ожиданий, которые, как мы понимаем, есть у иранских партнеров в этой области, наверное, позиция группы, позиция западных участников группы в чем-то разочаровывает иранских партнеров, так же, как и мы не во всем удовлетворены тем, что нам предлагает иранская сторона", —
сказал он.
По словам Рябкова, моделью для решения ядерной проблемы Ирана должно стать предоставление Тегерану всех прав по Договору о нераспространении ядерного оружия в обмен на установку иранской ядерной программы под всеобъемлющий контроль МАГАТЭ. Россия также считает, что Иран должен быть освобожден от всех санкций, если согласится на полный контроль своей ядерной программы со стороны МАГАТЭ.
Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили считает, что общей платформой, которая могла бы способствовать прогрессу на переговорах, может стать договор о нераспространении ядерного оружия.
"И если, скажем, другие стороны будут уважать права, которые включены в это соглашение, включая право на обогащение (урана) и мирную деятельность в ядерной сфере, если стороны признают это, то это очень сильно поможет в продвижении вопросов, и в том, что это будет использовано в качестве общей основы",
— сказал Джалили по итогам переговоров.