Подготовленные согласительной комиссией поправки к законопроекту о реформе госакадемий предусматривают, что академия сохранит за собой право назначать директоров институтов и распределять бюджетные деньги, а президент РАН будет по должности возглавлять будущее госагентство по управлению имуществом академических НИИ.
Перечень изменений в законопроект, предложенных согласительной комиссией с участием представителей РАН и органов власти, опубликован на сайте академии. По информации источника в академии, они уже переданы в Госдуму, которая соберется на осеннюю сессию в сентябре.
Изначально законопроект, внесенный в Госдуму в начале июля, предполагал ликвидацию РАН, РАМН и РАСХН, создание на их основе общественно-государственной организации "Российская академия наук". При этом институты "старой" РАН после оценки научной эффективности предполагалось частично закрыть, частично передать в ведение профильных министерств, а частично - в ведение специального госагентства. "Новую" академию предполагалось лишить права непосредственного управления институтами, сохранив за ней лишь консультативные функции.
Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки: было решено не ликвидировать академию и сохранить ее организационно-правовую форму - государственное бюджетное учреждение, а РАМН и РАСХН оставить отдельными юридическими лицами "внутри" объединенной РАН. Кроме того, согласно этим поправкам, член-корреспонденты не становятся автоматически действительными членами академии.
Новая серия поправок, подготовленная согласительной комиссией, убирает оставшиеся следы планов по ликвидации академии. Авторы поправок предлагают убрать по всему тексту закона выражение "Российской академии наук, учрежденной настоящим федеральным законом", а также параграф о том, зачем создается академия. Ведь "РАН не прекращает свое существование", пояснили авторы поправок.
Согласно документу, РАН также остается главным распорядителем средств бюджета, в том числе средств, предназначенных для подведомственных ей организаций, а отделения академии сохраняют статус юридических лиц.
Предлагается также изменить процедуру правительственной оценки деятельности организаций, подведомственных РАН - критерии этой проверки будут утверждаться по представлению академии.
Меняются полномочия будущего госагентства по управлению институтами РАН. Если прежний вариант законопроекта гласит, что научные организации РАН, РАМН и РАСХН передаются "в ведение" этого органа, то новый вариант "отдает" агентству только управление и контроль имущества институтов. Помимо этого новому агентству отдают не все институты "скопом", а только включенные в список, утверждаемый правительством по представлению РАН.
При этом сама РАН остается учредителем академических институтов, распределяет между ними бюджетные средства и назначает их директоров ("по согласованию со специально созданным для этой цели президентом РФ советом выдающихся ученых").
Наконец, полномочия руководителя будущего госагентства закрепляются за президентом РАН. То есть закрепляется как постоянная норма тот вариант, который президент России Владимир Путин предложил главе РАН Владимиру Фортову "на переходный период".