Россия отказалась представить необходимые болгарской прокуратуре важные документы по сделке купли-продажи старого реактора АЭС «Белене». Отказ объяснен тем, что в офисе «Атомстройэкспорта» произошел пожар, и все документы сгорели, сообщает Mediapool, ссылаясь на свои источники.
Информация официально не подтверждена, в последние 3 месяца прокуратура уже несколько раз отказывалась представить данные о ходе расследования, оправдываясь, что оно еще не закончено.
Дело о злоупотреблениях при строительстве АЭС «Белене» началось в марте 2010 года. В первые два года расследование велось по нескольким направлениям. Самые серьезные из которых – продажа старого оборудования «Атомстройэкспорту» и его транспортировка в Россию.
Однако в офисах Национальной электрической компании не удалось обнаружить никаких документов, связанных с продажей и транспортировкой реактора АЭС «Белене». Прокуратура в сентябре прошлого года обратилась к российской стороне с просьбой о предоставлении финансовых документов.
Ровно через год российская сторона, которая также заинтересована в сокрытии злоупотреблений при работе по проекту, ответила, что не может предоставить данные из-за пожара в офисах компании.
Речь идет о продаже Болгарией старого реактора ВВЕР-1000, произведенного чешской компанией «Шкода» по российской лицензии. После многолетнего простоя на строительной площадке в Белене и возобновления проекта в 2004 году, реактор был куплен «Атомстройэкспортом». Сейчас он установлен на Калининской АЭС.
Стоимость реактора оценена в 295 млн. евро двумя консультантами проекта строительства АЭС «Белене» – «Делойт» и «Уорли Парсънс». Однако сумма продажи составила 205 млн. евро. Сделка была подписана двумя бывшими директорами НЕК без разрешения министра экономики и энергетики.
В документации НЕК отсутствует также финансовое обоснование, которое должно показать, почему реактор был продан на 90 млн. евро дешевле его стоимости. С другой стороны, как выяснилось, у компаний «Делойт» и «Уорли Парсънс» нет лицензий на оценочную деятельность ядерных реакторов.
Однако Болгария не получила полностью даже 205 млн. евро, так как НЕК взяла на себя все расходы по транспортировке реактора в Россию, которые составили 60 млн. евро. Документов, подтверждающих расходы, нет.
Корреспонденция между НЕК и «Атомстройэкспортом» происходила письменно, россияне говорили болгарской стороне, сколько стоят различные деятельности, касающиеся транспортировки, а НЕК безропотно соглашалась. И именно в России находились все документы, связанные с расходами по транспортировке.
Предпоследний штрих к этому делу добавил проведенный весной 2012 года Агентством государственного финансового контроля анализ 14-ти дополнительных соглашений к договорам между НЕК и «Атомстройэкспортом» по проекту строительства АЭС «Белене». В них было указано, что российской стороне оплачено еще 90 млн. евро за деятельность, которую специалисты компании должны были выполнить на строительной площадке в Белене, но соответствующие документы не нашлись. Тогда было заведено еще одно дело, по которому началось расследование соглашений, но в начале 2013 года оно было присоединено к общему делу «Белене».
В последние недели в расследовании злоупотреблений при строительстве АЭС «Белене» появилась новая подробность. Прокуратура начала новое дело об оплате услуг консультантам после решения Народного собрания об остановке проекта. Были проведены обыски и выемка документов в 17 офисах компаний «Уорли Парсънс» и «Риск Инженеринг», которые получали средства. Руководителям фирм и бывшим директорам НЕК предъявлены обвинения.
Однако все еще не ясно, закончатся ли эти дела обвинениями, судом и приговорами. Ожидания общественности страны огромны. Не утихают взаимные обвинения двух стран в коррупции, непрозрачности, лоббировании и разговоры о колоссальных потерях Болгарии и ее налогоплательщиков.