Атомные станции в Украине отработали уже не один десяток лет, накопив достаточно большой объем радиоактивных отходов, с которыми необходимо что-то делать. Однако в НАЭК «Энергоатом» уверены, что смогут решить эту проблему. В частности, в нынешнем году начнутся работы по реконструкции действующего комплекса по переработке радиоактивных отходов на Запорожской АЭС и строительству нового, более современного — на Ровенской станции. По словам руководителя пресс-службы Запорожской атомной электростанции Сергея Шимчева, реконструкция комплекса предполагает установку совершенно нового оборудования, что значительно повысит уровень радиационной безопасности на станции.
В «Энергоатоме» подчеркивают, что какая-либо возможность ввоза в Украину радиоактивных отходов из-за рубежа по-прежнему исключена. Комплексы на обеих АЭС не предполагают прием отходов «извне». Они предназначены перерабатывать только то, что накапливается непосредственно на станциях: рабочая одежда, инструмент, изоляционные материалы, индивидуальные средства радиационной защиты, части насосов, узлы управления, датчики и прочее. Запуск новых комплексов существенно уменьшит объем отходов, уже скопившихся в хранилищах электростанций. Они будут перерабатываться и затем передаваться в комплекс по хранению отходов «Вектор» в Чернобыле.
В национальной компании отмечают, что финансирование этих проектов (почти 300 миллионов гривен на каждый комплекс) уже выделено и одобрено правительством. При этом бльшая часть технологического оборудования получена бесплатно в рамках международных проектов технической помощи, финансируемых Европейской комиссией. Это означает, что все запланированные на текущий год работы будут выполнены в полном объеме.
В планах у энергетиков и еще более масштабные проекты. Это и достройка законсервированных еще с 1990-х годов третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС, и строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) в Чернобыльской зоне отчуждения, и создание отечественного завода по производству ядерного топлива. Правда, все эти проекты из разряда перспективных, реализация которых зависит от сроков и объемов финансирования.
По словам председателя правления общественной организации «Фонд развития ядерной энергетики» Анатолия Шведова, только достройка энергоблоков на Хмельницкой АЭС может стоить около 5—6 миллиардов долларов. Таких денег у «Энергоатома» нет, хотя теоретически они могут быть получены в виде кредитов в российских банках. Соответствующие договоренности были достигнуты на встрече президентов Украины и России в конце декабря прошлого года.
Кредиты «Энергоатому» выделяют и западные структуры. В частности, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) дали по 300 миллионов евро. Но, во-первых, эти средства целевые и должны быть направлены на повышение безопасности существующих энергоблоков, а во-вторых, их получение еще должен ратифицировать парламент. По мнению экспертов, учитывая нынешнюю политическую ситуацию, сложно сказать, когда у народных депутатов дойдут до этого руки.
Впрочем, «Энергоатом» вполне мог бы обойтись и без кредитов, уверяет Анатолий Шведов. Сейчас задолженность ГП «Энергорынок» (реализует электроэнергию потребителям) перед атомщиками составляет около 8 миллиардов гривен, и эти деньги могли бы пойти на развитие отрасли. Но долг не только не погашается, но и с каждым годом увеличивается.
Но даже несмотря на такие объемы задолженности, атомщикам удается выполнять все необходимые текущие проекты и работы. Так, в этом году запланированы мероприятия по продлению срока службы сразу трех энергоблоков: одного — на Южно-Украинской и двух — на Запорожской АЭС. По словам экспертов, средства на это есть: в госбюджете заложены 1,6 миллиарда гривен на увеличение уставного фонда «Энергоатома», а с 1 января несколько повышен отпускной тариф на электроэнергию, производимую на АЭС. Компания рассчитывает на дополнительные 761 миллион гривен, которые пойдут на повышение безопасности работы АЭС.
Эксперты считают, что альтернативы продлению срока службы энергоблоков нет. Кроме того, эта работа дает бесценный опыт нашим атомщикам. Срок службы реакторов типа ВВЭР-1000, используемых на Южно-Украинской и Запорожской АЭС, первыми начали продлевать именно украинцы. А значит, Украина сможет помочь реализовать подобные проекты и другим странам, например, Китаю, Ирану, Чехии, Болгарии, где работают реакторы такого же типа.