Потребление электроэнергии в государствах-участниках СНГ в период 2012-2020 годов увеличится с 1498 млрд до 1805 млрд кВт.ч или в 1,2 раза. Такие данные приводятся в прогнозе производства и потребления энергоресурсов государств-участников СНГ на период до 2020 года.
Данный прогноз был одобрен решением Совета глав правительств СНГ 20 ноября 2013 года на заседании в Санкт-Петербурге (РФ).
Как сообщается, наиболее высокими темпами будет расти потребление электроэнергии в Казахстане, России, Туркменистане и Украине
Прогноз потребления электроэнергии в государствах-участниках СНГ(млрд кВт.ч)
Государства-участники СНГ | 2011 г. (факт) | 2012 г. (факт) | 2015 г. | 2020 г. |
Азербайджан | 19,6 | 22,4 | 20,9 | 22,0 |
Армения | 6,3 | 5,9 | 6,9 | 9,2 |
Беларусь | 37,8 | 38,4 | 40,6 | 42,2 |
Казахстан | 88,2 | 85,0 | 101,0 | 116,0 |
Кыргызстан | 11,2 | 13,3 | 13,2 | 14,1 |
Молдова | 4,2 | 3,6 | 4,1 | 5,1 |
Россия | 1 041,2 | 1 048,9 | 1 127,8 | 1 296 |
Таджикистан | 16,1 | 16,3 | 18,0 | 20,0 |
Туркменистан | 15,6 | 16,5 | 18,0 | 21,0 |
Узбекистан | 52,0 | 50,5 | 52,3 | 54,0 |
Украина | 188,6 | 187,7 | 196,4 | 206,0 |
Всего по СНГ | 1 480,8 | 1 488,5 | 1 599,2 | 1 805,6 |
Источник: Статкомитет СНГ, данные государств-участников СНГ, расчеты ИНЭИ РАН.
Настоящий прогноз производства и потребления энергоресурсов государств-участников СНГ на период до 2020 года подготовлен Институтом энергетических исследований РАН (ИНЭИ РАН) при участии Исполнительного комитета СНГ.
Целью работы является формирование прогнозных балансов энергетических ресурсов государств-участников СНГ на основе анализа их экономического и социального развития, динамики производства, потребления, экспорта и импорта энергоресурсов.
При уточнении прогноза использованы данные Межгосударственного статистического комитета СНГ (Статкомитет СНГ), национальных статистических служб государств-участников СНГ, Российского энергетического агентства (РЭА), расчеты ИНЭИ РАН, статистический обзор мировой энергетики (июнь, 2012 год), подготовленный компанией «Бритиш Петролеум» (BP).
Дополнительные данные представили правительства Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины. В части Туркменистана и Узбекистана, в случае отсутствия статистической информации, использовались оперативные данные и расчеты ИНЭИ РАН.
При работе по уточнению прогноза осуществлены следующие мероприятия:
- пересмотрены и актуализированы сценарии экономического развития государств- участников СНГ («умеренно-консервативный», «инновационный» и «повышенный»), на базе которых определены соответствующие параметры развития энергетики государств- участников СНГ;
- результаты расчетов увязаны с обновленными прогнозами развития мировой энергетики и программами интеграции в рамках СНГ и Таможенного союза;
- использован укрупненный балансовый подход как на национальном, так и региональном уровнях (балансы строились с учетом межгосударственной торговли энергетическими ресурсами);
- учтены контрольные показатели программ и стратегий развития энергетических комплексов государств-участников СНГ, принятых в 2009-2012 годах.
Анализ ретроспективы и современного состояния производства и потребления энергоресурсов государств-участников СНГ выполнен на основе информации государственных органов управления государств-участников СНГ, Статкомитета СНГ, национальных статистических служб и данных международных организаций на единой методологической основе. При составлении балансов производства и потребления электроэнергии (в том числе производства электроэнергии на ГЭС, АЭС и на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ)), природного газа, нефти и нефтепродуктов, а также угля (твердого топлива), кроме вышеперечисленных источников, использовались также база данных и расчеты ИНЭИ РАН.
Учет внешних факторов (динамика экономического развития регионов мира, емкость потенциальных рынков энергоносителей для государств-экспортеров из СНГ и мировые цены на энергоресурсы) осуществлен на основе последнего прогноза мировой энергетики Международного энергетического агентства (2012 год), а также прогноза мировой энергетики ИНЭИ РАН (2013 год).
Прогноз выполнен на основе трех сценариев развития: «умеренно-консервативного», «инновационного» и «повышенного» по опорным годам пятилетних периодов до 2020 года. Для «инновационного» сценария использовался подход «снизу вверх» - суммирование показателей национальных прогнозов (по государствам) к региональному (по СНГ в целом). Для «умеренно-консервативного» и «повышенного» сценариев Прогноза использовался «смешанный» подход с последующим согласованием регионального и государственных прогнозов, который подразумевает задание целевых ориентиров в целом по СНГ с последующей разбивкой по государствам-участникам СНГ. Затем результаты по государствам корректировались на основе детальной информации и суммировались для проверки исходной гипотезы целевых ориентиров.
Кроме того, при формировании всех трех сценариев использовался метод «скользящего прогнозирования», при котором текущие данные прогноза уточняются по мере поступления отчетных и новых прогнозных показателей. «Умеренно-консервативный» сценарий базируется на средних темпах роста мировой экономики, среднем (на уровне современных или ниже) уровне мировых цен на энергетические ресурсы (в связи с умеренными темпами роста спроса на энергоносители), пониженном темпе роста ВВП государств-участников СНГ (на 2-3,5 процентного пункта по сравнению с «инновационным» сценарием), а также частичной реализации программ энергоэффективности.
«Инновационный» сценарий характеризуется повышенной устойчивостью экономики и энергетики государств-участников СНГ к изменению цен на энергоресурсы и ухудшению мировой экономической динамики за счет развития инновационных технологий как в отраслях энергетики, так и в отраслях - потребителях энергетических ресурсов. «Инновационный» сценарий предполагает активную реализацию программ энергоэффективности, что позволяет существенно увеличить темпы развития экономики при меньшем в относительном выражении уровне потребления электроэнергии и первичных энергоресурсов. В «инновационном» сценарии в максимальной степени отражены планы и программы государств-участников СНГ на период до 2020 года и на долгосрочную перспективу.
«Повышенный» сценарий исходит из более высоких темпов роста мировой экономики. Высокие уровни мировых цен на энергетические ресурсы и другие сырьевые товары на внешних рынках позволят государствам-участникам СНГ повысить объем производства энергоресурсов, обеспечить высокий уровень выпуска продукции в черной и цветной металлургии, химической отрасли, промышленности строительных материалов и увеличить темпы роста ВВП на 2-3,5 процентного пункта по сравнению с «инновационным» сценарием. При этом предусматривается, что потенциал технологий энергосбережения в рассматриваемый период будет реализован частично. Это позволит рассчитывать на значительные темпы развития экономики в перспективе при его дальнейшем освоении. В «повышенном» сценарии учтены положительные эффекты, возникающие в ходе интеграционных процессов в регионе СНГ (в частности, создание Единого экономического пространства, общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов).