17 апреля на Южно-Украинской АЭС состоялось совещание по вопросам лицензирования топлива модифицированной конструкции (ТВС-WR) производства компании «Westinghouse». В нем приняли участие представители Министерства энергетики и угольной промышленности, дирекции ГП НАЭК «Энергоатом», специалисты Южно-Украинской и Запорожской АЭС, а также Научно-технического комплекса «Ядерный топливный цикл» Национального научного центра «Харьковский физико-технический институт» (НТК «ЯТЦ» ННЦ ХФТИ).
Южно-Украинская АЭС была определена пилотной станцией в рамках реализации Программы квалификации ядерного топлива для АЭС Украины, цель которой - диверсификация топливных поставок для отечественных ядерных реакторов. В режиме опытно-промышленной эксплуатации тепловыделяющие сборки производства компании «Westinghouse» (ТВС-W) на ЮУАЭС работают с 2005 года.
В ходе перегрузочных кампаний 2012 и 2013 годов были выявлены ТВС-W с деформированными дистанционирующими решетками (элементы каркаса ТВС-W). Несмотря на повреждение дистанционирующих решеток, топливные элементы в этих ТВС-W были герметичны и выхода радиоактивных продуктов деления из них не было зафиксировано.
По результатам расследования этого события, компанией «Westinghouse» в сотрудничестве со специалистами ГП НАЭК «Энергоатом» и НТК «ЯТЦ» ННЦ ХФТИ были выработаны решения по упрочнению и изменению элементов конструкции ТВС-W, направленные на исключение их повреждений при транспортно-технологических операциях.
Решения по доработке конструкции ТВС-W были изложены в концептуальном техническом решении, пояснительной записке и в плане лицензирования по внедрению топлива доработанной конструкции. На текущий момент эти документы согласованы с Госатомрегулирования и по ним ведутся работы.
В начале мая 2014 года компания «Westinghouse» планирует завершить весь цикл стендовых испытаний доработанной конструкции (ТВС-WR) с последующим предоставлением результатов испытаний в ГП НАЭК «Энергоатом» и в Госатомрегулирования.
В ходе совещания 17 апреля обсуждались вопросы выполнения программы лицензирования ТВС-WR на энергоблоке №3 ЮУАЭС и результаты предварительных испытаний этой конструкции. Южно-украинские специалисты доложили о внедрении стенда инспекции и ремонта топлива компании «Westinghouse». Это оборудование приобретено НАЭК «Энергоатом» в 2013 году. Оно дает возможность не только выполнять углублённое обследование состояния топливных сборок, но и производить их ремонт - в случае необходимости с его помощью можно будет заменять негерметичные тепловыделяющие элементы в ТВС. Первая часть возможностей нового стенда в ходе перегрузочной кампании прошлого года испытана в полном объеме. На нем прошли проверку не только отобранные кассеты «Westinghouse», находившиеся в эксплуатации, но и одна из шести сборок этой фирмы, отработавших в 2005-2010 гг. и сегодня помещенных в бассейн выдержки. Что касается второго назначения нового оборудования, то монтаж ремонтной части стенда будет выполнен в ходе планово-предупредительного ремонта 2014 года.
В перерыве совещания ситуацию с разработкой и внедрением ТВС-WR ведомственным СМИ прокомментировала исполнительный директор по ядерной и радиационной безопасности и научно-технической поддержке ГП НАЭК «Энергоатом» Наталья Шумкова.
Кор.: - Что можно сказать о качествах модифицированной кассеты «Westinghouse»?
Н.Шумкова: - Сегодня на совещании представлены результаты как по нейтронно-физическим, так и по механическим характеристикам кассеты, которые позволяют сделать выводы о том, что проведенные модификации значительно улучшили потребительские свойства этой кассеты. Прежде всего, внесены значительные изменения в дистанционирующую решетку топливной сборки, что позволило ее сделать более прочной. Кроме того, усовершенствована конструкция головки и хвостовика кассеты. Все это даст возможность избежать проблем при взаимодействии этих сборок со сборками российского производства. Выполнены и выполняются большие инженерные работы. На сегодня ведется разработка отчета по обоснованию безопасности эксплуатации этой сборки.
Кор.: - Несколько слов о договоре на поставки модифицированного топлива.
Н.Шумкова: - Договор был подписан в 2008 году и он охватывал объем поставок - по три поставки в течение 5 лет, то есть 15 топливных загрузок. Поскольку у нас были проблемы, связанные с перегрузкой топлива, поставки ТВС-W были приостановлены. Контракт никогда не разрывался, был взят так называемый технический тайм-аут, в процессе которого выполняются проектные работы по усовершенствованию конструкции топливной сборки.
Кор.: - Но новое топливо может быть загружено в активную зону только после его лицензирования украинским регулятором – Госинспекцией ядерного регулирования?
Н.Шумкова: - Безусловно. Не может быть осуществлено никаких операций с этим топливом до того, как регулирующий орган не согласует нам полностью техническое решение, предусматривающее его загрузку. Другими словами, пока не будут полностью обоснованы как безопасность обращения с топливом, то есть транспортные операции, так и безопасность его эксплуатации. Должны быть представлены все механические, прочностные, гидравлические, нейтронно-физические расчеты.
Не будет разрешения регулятора – не будет загрузки. Значит, будет продолжена работа.
Кор.: - По оптимистичным прогнозам, когда новое топливо может поступить на АЭС?
Н.Шумкова: - Первая загрузка ТВС-WR ожидается в ходе планово-предупредительного ремонта на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС (пилотный блок в рамках проекта внедрения топлива «Westinghouse» - кор.). Он начнется в конце 2014 года с переходом на 2015 год, то есть фактически топливо должно пойти в зону уже в 2015 году.