Директор по закупкам – директор Департамента методологии и организации закупок Госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас выступил на круглом столе «Корпоративные закупки. Что принес 223-ФЗ?» в рамках форума-выставки «Госзаказ-2014».
Свое выступление Р. Зимонас посвятил практике применения федерального закона 223-ФЗ в атомной отрасли и результатам закупочной деятельности предприятий Росатома. «В этом году на конкурентных закупках за счет разницы между установленной начальной максимальной ценой закупки и суммой заключенного договора мы смогли сэкономить 22 млрд. рублей, и еще 3,7 млрд рублей были сэкономлены за счет дополнительной проверки начальных максимальных цен. Таким образом, в 2013 году от закупок мы получили общий экономический эффект 25,7 млрд. рублей» – отметил он. При этом общий объем экономии, которая была достигнута с помощью различных механизмов оптимизации деятельности предприятий атомной отрасли, составил 31,1 млрд рублей (включая выгоду от снижения цен на конкурентных процедурах, контроля начальных максимальных цен и экономии на строительно-монтажных работах).
Особое внимание в рамках своего выступления Роман Зимонас уделил проблемным вопросам, выявленным в рамках практики применения закона №223-ФЗ, а также обратил внимание экспертов и участников круглого стола на необходимость скорректировать отдельные положения действующего закона. В действующей редакции закон не раскрывает особенности взаимоотношений управляющих органов заказчика. Изменения Положения о закупке Росатома на сегодняшний день утверждаются Наблюдательным советом Госкорпорации, в то время как в закупочной деятельности возникают ситуации, требующие оперативного управления. По мнению директора по закупкам, в законе №223-ФЗ «необходимо установить круг вопросов, по которым высшие органы управления заказчиков смогут наделить полномочиями генерального директора принимать решения и вносить соответствующие изменения в Положение о закупке».
Еще одним вопросом для заказчиков, закупающих продукцию по 223-ФЗ, остается норма закона, которая предусматривает «переход» на 44-ФЗ (регламентирующий закупки для государственных нужд), если доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства не достигнет установленного Правительством РФ объема. При этом, по мнению Романа Зимонаса, необходимо учитывать, что 223-ФЗ изначально разрабатывался в отношении организаций, чья деятельность направлена на извлечение прибыли. Действующий 44-ФЗ не предусматривает закупки во исполнение контрактов перед третьими лицами. Кроме того, в случае перехода той или иной организации на 44-ФЗ необходимо будет менять всю систему бюджетного учета Минфин и федерального Казначейства, которая построена на кодах бюджетной классификации.
Также в своем выступлении Р. Зимонас остановился на проблеме, связанной с необходимостью организаций Росатома, зарегистрированных на территории иностранных государств, проводить свои закупки в соответствии с 223-ФЗ. «В этой ситуации возникают противоречия и на уровне нормативно-правового регулирования закупок разных стран, и на уровне здравого смысла, когда заказчики формально обязаны публиковать свои закупки на специальных официальных сайтах в России, в то время как все необходимые для работы поставщики находятся в другом государстве», – заметил он.
В дискуссии круглого стола также приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, муниципальных заказчиков, поставщиков и общественных организаций. В рамках секции участники смогли обсудить актуальные вопросы реализации отдельных положений 223-ФЗ и дорожной карты «Расширение доступа среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».
Работа форума-выставки «Госзаказ 2014» завершилась 25 апреля 2014 года.