10 июня в рамках VI международного форума "Атомэкспо-2014", который проходит в Москве, состоялся круглый стол "Завершающая стадия ядерного топливного цикла. Новые технологии". Участники круглого стола обсудили российский и зарубежный опыт в обращении с отработавшим ядерным топливом и проведении исследовательской работы в области безопасной изоляции радиоактивных отходов, технологии промышленной переработки и кондиционирования РАО, а также технологии вывода из эксплуатации объектов атомной отрасли.
Кроме этого, докладчики за тронули темы нормативной базы по обращению с РАО и снижению стоимости кВт/ч электроэнергии за счет оптимизации ядерного топливного цикла. В дискуссии приняли участие представители Франции, Германии, Румынии и Великобритании. Заместитель директора по капитального строительству ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" Николай Лобанов выступил с докладом "Развитие проекта по созданию подземной исследовательской лаборатории в Нижнеканском массиве".
"Законченных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов в мире практически нет. Дальше всех в этом направлении продвинулись шведы, - рассказал заместитель директора по капитальному строительству Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО) Николай Лобанов. - Приблизились к ним финны, которые прошли все экспертизы и скоро начнут строительство. Немцы тоже далеко продвинулись − у них уже размещено хранилище без возможности извлечения, которое располагается на бывшем железном руднике "Конрад" в Нижней Саксонии. Французы выбрали глину. Мы же в глине предполагаем сделать объект для окончательного захоронения отходов третьего класса, то есть среднеактивных. Высокоактивные отходы планируется захоранивать в районе Железногорска на Нижнеканском массиве".
"Самая важная проблема − изыскать такой блок в породе, где можно будет обосновать долговременное и безопасное хранение, - отметил он. - Чем дольше период потенциально опасной радиоактивности отходов, тем сложнее найти такой блок. Поэтому площадку, расположенную на Нижнеканском массиве, мы искали достаточно долго. Там будет расположена подземная исследовательская лаборатория, по итогам работы которой будет уже приниматься решение − можно там размещать пункт окончательного захоронения высокоактивных и среднеактивных РАО или нет. В лаборатории необходимо будет отработать технологические вопросы, при этом соблюдая все жесткие требования по безопасности. Также необходимо обучить персонал, все будет отрабатываться на модели, повторяющей характеристики объекта один к одному. Одновременно будет продолжено исследование массива. Делать это можно как снаружи, так и изнутри, вскрыв массив скважинами, чтобы быть уверенными, что там именно то, что мы предполагаем. Лаборатория должна помочь нам получить более полную картину выбранного массива. Без нее придется делать массу скважин сверху на глубину до 800 метров и с частотой примерно в метр. Также мы проведем весь комплекс гидрогеологических, теплофизических и других исследований".
"Независимо от нас Енисейский участок изучают немецкие коллеги и дают свои оценки безопасности. Мы обязательно будем учитывать их результаты, но решения должны приниматься в рамках российского нормативно-правового поля с учетом мнения самых разных экспертов, ученых, специалистов, проведения государственных экспертиз, общественных слушаний и получения лицензий, - подчеркнул эксперт. - Уже проведены общественные слушания в Железногорске, недалеко от которого будет расположена лаборатория. Прошли они с положительным результатом. После этого "НО РАО" приступило к проектированию данного объекта. Окончание разработки проекта запланировано на 2014 год. Весь 2015 год запланирован под проведение экспертиз. В 2016 году мы приступим к разработке рабочей документации в той последовательности, которая необходима для строительства, которое мы планируем начать по мере готовности документации. К 2021 году мы планируем построить пусковой комплекс со всеми зданиями и инфраструктурой, необходимыми для лаборатории. Но исследования при этом начнутся еще с проходки стволов, а не с момента ввода в эксплуатации этой лаборатории, это общемировая практика".