23 июня 2014 г. под председательством Президента РФ В.В.Путина в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по науке и образованию, на котором обсудили вопросы модернизации инженерного образования и качества подготовки технических специалистов.
«Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости»,
– подчеркнул, открывая заседание В.В.Путин. Перспективная задача, поставленная Президентом перед российской высшей школой, готовящей технических специалистов, – обеспечение лидерства российской экономики за счет новых технологий, в первую очередь отечественных.
Члены Совета при Президенте по науке и образованию обсудили вопросы, связанные с трудоустройством старшекурсников технических вузов, отметили, что отечественная система технического образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки, квалификация отвечают требованиям и потребностям предприятий. Для этого следует изменить саму структуру образовательного процесса в технических вузах, сделать акцент на практические занятия. «Будущих инженеров должны учить не только ученые, но и практики, – отметил В.В.Путин. – Необходимо создать условия для развития проектно-ориентированного образования инженерных кадров, адаптировать к этим задачам образовательные стандарты, использовав лучшие наработки и советской инженерной школы, передовой зарубежной, и наш отечественный опыт».
Президент указал на принятые меры по укреплению отечественной инженерной школы, одна из которых – создание национальных исследовательских университетов, ориентированных на подготовку современных технических кадров.
В заседании принял участие генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В.Кириенко, который в свою очередь отметил, что сформированный консорциум опорных вузов – 14 высших учебных заведений во главе с НИЯУ МИФИ – обеспечивают подготовку практически всех принимаемых на работу в отрасль специалистов. По мнению Сергея Владиленовича, сохранение филиальной системы Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в точках присутствия Госкорпорации «Ростом» имеет огромное значение для подготовки инженерных кадров для отраслевых предприятий. Уникальность такой системы заключается в возможности получения студентами теоретических знаний в головном институте, а практических – непосредственно в филиалах и на промышленных предприятиях в ЗАТО, что невозможно осуществить на московской площадке.
С.В.Киренко также указал на необходимость формирования интереса к инженерной профессии еще в школе с использованием возможностей системы дополнительного образования. С этой целью Госкорпорация организует в рамках Школы «Росатома» специализированные классы для ребят и переподготовку школьных педагогов.
Все участники Совета при Президенте выразили свое мнение, что настало время проработать и начать реализацию системы мер, обеспечивающих качественный прорыв в обеспечении инновационной экономики России инженерами нового поколения: вызовы XXI века настоятельно требуют этого.
СМИ обращают вниманиеexternal link, opens in a new tab на состоявшийся в ходе заседания диалог между В.В.Путиным и С.В.Кириенко по вопросу об оплате труда молодых специалистов Росатома:
- Сергей Владиленович, а средняя заработная плата у вас по отрасли какая?
- Средняя заработная плата, Владимир Владимирович, у нас сейчас хорошая.
- Какая?
- Мы вышли сейчас на среднюю заработную плату 52 тысячи.
- Ну вот, драйв драйвом, а зарплата зарплатой: она выше, чем в других отраслях.
- Точно выше, Владимир Владимирович. Но, Вы знаете, всё-таки мы же специальные исследования проводим со школьниками и со студентами. Абсолютно правильно, Владимир Владимирович, я понимаю, что если она упадёт ниже 25, то не пойдут. А вот дальше, собственно, можно разогнать её до 100, но это не скажется кардинально, а масштаб задачи – скажется.
Мы с каждым из ребят разговариваем, они говорят: «Я, конечно, хочу, чтобы мне было чем кормить семью. Безусловно, если мне не заплатят нормальных денег… Я себя ценю». Но дальше, в общем, мотивация другая. У нас же многие идут на специальности в ядерно-оружейном комплексе, которые связаны с поражением в определённых правах, в закрытых городах. Но идут, потому что там уникальная суперкомпьютерная база, потому что там оборудование, которого в мире единицы, потому что задачи, которые они будут решать… В общем, человеку важно гордиться тем, что он делает.
- Да. Вы сказали, это средняя – сколько у вас средняя, говорите?
- 52.
- 52, но это средняя. А, скажем, выше среднего уже, руководящий персонал сколько примерно получает – под 100, наверное?
- Хороший специалист – например, сегодня молодой парень, начальник отдела в ядерно-оружейном комплексе, – 100 тысяч будет*1 получать.
И ещё один момент в завершение. У нас сегодня по ЕГЭ идёт отбор по математической системе, то есть человек приходит в МИФИ или в МГУ, или в питерский университет, если у одного 50 баллов по русскому и 20 баллов по физике, у другого 50 – по физике и 19 по русскому, первый пройдёт. А нам, конечно, интереснее тот, который 50 – по физике, потому что он специальностью своей выбрал не литературу и русский язык, он специальностью выбрал инженерную специальность. Если можно, подумать о системе каких-то коэффициентов, повышающих профильные специальности, т.е. когда человек поступает по профильной специальности, то для него мог бы существовать какой-то повышающий коэффициент, позволяющий отобрать именно тех, кто в общем более склонен к этому типу деятельности.
- Спасибо большое. С 19 баллами Вы загнули? Нет таких выпускников.
- 19 – это загнул.
- Загнул. (Смех).