Во время нее специалисты Росатома с помощью инновационной разработки тестируют качество дорог. Масштабный автопробег «Экспедиция-2014», затрагивающий 47 городов России, в пятницу, 25 июля, дошел и до Воронежа.
Колонна из трех машин и двух мотоциклов начала свой путь из Владивостока больше месяца назад. «Экспедиция» должна связать две точки на востоке и западе нашей страны: она стартовала из Владивостока в День России, 12 июня, и закончится в Севастополе в канун первой крупной победы российского флота на море - 9 августа. В автопробеге принимают участие специалисты Госкорпорации «Росатом». На протяжении всего пути следования они будут тестировать состояние российских дорог с помощью новой разработки «Кондор», а в конце сделают экспертное заключение об их качестве.
В пятницу воронежцы могли наблюдать в Северном районе необычную картину: по дороге с минимальной скоростью ехал белый Mitsubishi с синей птицей и надписями Росатом и «Кондор» на корпусе. «Кондор» расшифровывается просто: контроль дорог. Эту установку разработали специалисты из ОАО «НИИТФА» (предприятие Госкорпорации «Росатом») еще в 2013 году. Тогда же она прошла дорожные испытания на строящейся трассе Москва - Санкт-Петербург, а теперь совершает демонстрационный автопробег по всей России. Инновационный сканер дорожного покрытия позволяет в режиме реального времени осуществлять диагностику трассы. «Кондор» проверяет такие параметры, как плотность верхнего слоя дороги, коэффициент уплотнения, а также толщину всех слоев, включая не только асфальтовое покрытие, но и пласты щебня и песка. Учитывая, насколько остро в нашей области стоит проблема плохого качества дорог, будет особенно интересно получить независимое экспертное мнение.
Как объяснили участники автопробега, в каждом регионе они связываются с представителями администрации, управления дорог, Автодора и Минтранса. Чиновники выделяют им участок длиной около одного километра. Единственное требование: дорогу должны сдать в эксплуатацию не меньше четырех лет назад и к ней должна прилагаться вся проектная документация. Тогда эксперты соглашаются протестировать работу подрядчика. Специалисты подчеркивают, что им все равно, куда их отправят власти: установка может ехать по абсолютно любой дороге. В Воронеже им предоставили участок на улице Антонова-Овсеенко. Здесь специалисты из Росатома привели установку в полную «боеготовность»: это занимает всего полчаса. «Кондор» включает в себя два блока - рентгеновский плотномер (он не имеет аналогов в мире, технология запатентована) и георадар, который облучает дорожное покрытие электромагнитными волнами. Рентген находится в бортовом кузове, а георадар навесной. Плюс ко всему навешивается и дополнительная защита для обеспечения радиационной безопасности.
Онлайн-информация отражается на мониторе компьютера. Сейчас используется ноутбук, а в дальнейшем предполагается вывести считанные сканером данные на промышленную панель. Общий принцип работы установки выглядит достаточно просто: рентгеновский генератор посылает рассеянное излучение на дорожное полотно. Затем детекторы улавливают отраженные волны. На основе полученных данных специалисты делают выводы о наличии дефектов, толщине слоев и плотности дорожного покрытия. Глубина проникновения рентгеновских лучей достигает трех метров, следовательно, на основании полученных данных эксперты сделают полноценные выводы о дефектах покрытия и его качестве. Специалисты говорят, что на сегодняшний момент это самый «выносливый» прибор среди других подобного назначения. Он подпитывается от аккумулятора и может работать до шести - восьми часов, то есть практически полный рабочий день.
Однако в рамках автопробега такой задачи не ставится: важно взять замеры на отдельных участках дорог в разных регионах и продемонстрировать местным властям возможности новой технологии. «Кондор» - дорожный детектор лжи в действии. На экране ноутбука, подключенного к чудо- прибору, дорога выглядит, как слоеный пирог. «Дорожный детектор лжи». Пока в мире существует только две установки «Кондор», которые разработали в дочерних институтах Росатома. Одна из них сейчас движется по просторам нашей страны от Воронежа к Волгограду и дальше на юг России, а вторую передали московскому правительству.
Но к 2015 году планируют выпустить первую небольшую партию «Кондоров». На предприятии подчеркивают, что установку можно применять как во время дорожного строительства, так и при проведении ремонтных работ. Дело в том, что новая технология позволяет выявлять пустоты, промоины и инородные включения в дорожном полотне, причем даже на самых ранних этапах, когда разрушение только начинается. Главным достоинством установки можно назвать объективность: с ней абсолютно невозможно договориться. Дело в том, что показатели состояния дорожного полотна снимаются без участия человека, то есть ничто не будет влиять на конечный результат. Кроме того, «Кондор» не наносит никакого вреда человеку: излучение оказывает воздействие в радиусе не более метра. При этом аппарат не содержит источников радиации и в выключенном состоянии ничего не излучает, то есть технологию можно назвать экологически чистой. - Погрешность новой установки составляет примерно 1%, - рассказывает участник автопробега, научный сотрудник одного из институтов Госкорпорации «Росатом» Иван Зайцев. - То есть не больше, чем при отборе кернов. Это традиционная технология контроля качества дорожного полотна, когда из асфальта вырубаются пробы-керны и отправляются на исследование в лабораторию. После них остаются дыры, которые подрядчики вынуждены заделывать. А здесь мы проводим мониторинг без разрушения дорожного полотна. В общем, опасность новая установка будет представлять только для недобросовестных подрядчиков, которых теперь выведут на чистую воду. «Дорожный детектор лжи» поможет узнать, сколько реально истрачено щебня, какого качества асфальт и есть ли в нем пустоты. После работы «в поле» результаты теста отсылаются для обработки в лабораторию в Москву, там их изучают в течение еще трех-четырех дней.
Как сообщили в Росатоме, уже через неделю информация о качестве дорог поступит в воронежскую областную администрацию, где смогут сделать выводы о результатах работы подрядчиков.
Справка «КП»
Комплексное исследование российской жизни. Автопробег «Экспедиция-2014» стартовал 12 июня, в День России, во Владивостоке и должен завершиться в Севастополе 9 августа, в юбилей победы в Гангутском сражении. За 59 дней участники экспедиции посетят 39 регионов, восемь федеральных округов, 47 городов и проедут в общей сложности около 15 тысяч километров по федеральным и региональным трассам нашей страны. Также в ходе поездки ее участники собираются не только мониторить техническое состояние дорог с помощью инновационной установки «Кондор», но и оценить качество придорожной инфраструктуры и доступность социальных объектов для населения, испытать возможности автомобилей, предоставленных отечественными производителями, и снять фильм о современной России.
Как подчеркивают организаторы экспедиции, это не только контроль за качеством дорог, но и многопрофильное исследование современной российской жизни и того, как она изменилась за последние 15 лет. ТТХ «Кондора» - Диапазон контролируемой плотности - от 1000 до 3000 кг/м3 - Основная погрешность измерения - не более 50 кг/м3 - Максимальная глубина зондирования - 3,5 м - Температурный диапазон работы - от -30 до +40 град. С.