Недавно федеральный суд США признал правомерным обращение группы из 200 американских военных моряков с судебным иском к Токийской электроэнергетической компании (ТЕРСО) и другим организациям по поводу полученных моряками заболеваний, вызванных радиационным облучением в результате аварии на АЭС "Фукусима-1" 2011 года.
Моряки утверждают, что ТЕРСО сознательно и недобросовестно предоставила общественности, в том числе, военным из США, заведомо недостоверную информацию о ситуации в первые дни аварии на АЭС "Фукусима-1". В иске говорится, что ТЕРСО знала о том, что личный состав американского военного корабля "Рональд Рейган" подвергнется сильному облучению, так как в те дни компании уже было известно о расплаве топлива в трех реакторах атомной станции.
В этой связи в иске отмечено, что в беседе с журналистами 14 декабря 2013 г. бывший премьер-министр Наото Кан сообщил о том, что первый мелтдаун произошел не 12 марта, как считалось раньше, а 11 марта, через 5 часов после землетрясения.
Моряки, выступившие с иском, участвовали в операции "Томодачи", что переводится "Друзья" [операция флота США с участием 19 кораблей и 18 тысяч военнослужащих, в рамках которой моряки выполняли поисково-спасательные работы, расчистку завалов, мониторинг радиационной обстановки, предоставляли баржи с водой для охлаждения реакторов АЭС "Фукусима-1" и т. п. - Прим. Фукусима-Новости], оказывая помощь гуманитарного характера в ответ на просьбу японского правительства. Выполняя договор о безопасности между США и Японией, американские военные рисковали своими жизнями для спасения и защиты японцев.
Моряки обвиняют ТЕРСО в халатности; в том, что компания не сообщила о рисках; а также в ошибках при проектировании и строительстве реакторов, - всего обвинение выдвинуло 9 пунктов. К настоящему времени истцы начали страдать такими заболеваниями, как лейкемия, язва, рак и опухоли головного мозга и яичек, дисфункциональные кровотечения, заболевания щитовидной железы, желудка, и многими другими, нехарактерными для людей молодого возраста.
Одним из основных вопросов, вставших перед судом, является определение стороны, которая должна будет оплачивать истцам текущие и предстоящие затраты на лечение, возможно пожизненно. Кроме этого, потребуется регулярное медицинское обследование как самих пострадавших, так и их детей, в том числе, в связи с возможными генетическими мутациями, обусловленными радиоактивным облучением: некоторые радиоактивные вещества, которые при вдыхании попали в организм моряков, имеют период полураспада 50 и даже 100 лет.
Нет сомнений, что правительство Японии обладает полной информацией о том, какие события и в какое время происходили на АЭС "Фукусима-1". Поэтому истцы настаивают, чтобы в Федеральном суде Южного района Калифорнии были допрошены представители японского правительства в качестве стороны, обладающей сведениями по делу, но не участвующей в судебном процессе.
В распоряжение японской газеты "The Japan Times" поступило письмо Брайна А. Виктории (Brian A. Victoria), профессора-японоведа университета Антиох (Antioch University) в штате Огайо, США. В письме, адресованном министру экономики, торговли и промышленности Японии Миядзава, автор спрашивает: готов ли министр совместно с правительством Японии представить в суд необходимые сведения?
Следует отметить, что среди обвиняемых названы компании, участвовавшие в строительстве реакторов для пострадавшей АЭС: General Electric (реакторы № 1, №2 и №6), Toshiba (реакторы №3 и №5) и Hitachi (реактор №4), а также фирма EBASCO, по проектам которой построены все шесть реакторов.
Претензии к General Electric, состоят в частности, в том, что в течение десятилетий компания знала, что спроектированные ею реакторы типа "Mark I", установленные на "Фукусиме", имеют ряд изъянов. 35 лет назад, когда выяснилось, что конструкция реакторов "Mark I" имеет существенные недостатки, которые могут привести к масштабной аварии, из компании General Electric уволились трое инженеров [известные как "GE Three". - Прим. Фукусима-Новости]. Они доложили Конгрессу США о неспособности "Mark I" выдерживать большое давление в случае выхода из строя системы охлаждения.
Авария на "Фукусиме" полностью подтвердила их опасения, но худшее еще не закончилось: продолжается масштабное загрязнение Тихого океана радиоактивными материалами.
В свете этого, - продолжает автор письма, - хочу задать министру Миядзава последний вопрос: почему правительство Японии, по примеру американских моряков, не обратилось в суд с иском против этих компаний, чтобы установить их юридичесикую ответственность? Иными словами, почему японских граждан заставляют оплачивать возможные халатные действия, совершенные рядом крупнейших мировых корпораций?