Для того, чтобы обнаружить местонахождение ядерного топлива, расплавившегося на АЭС "Фукусима-1" в марте 2011 г., Токийская электроэнергетическая компания (ТЕРСО) собирается установить специальное оборудование для наблюдения за пучками мюонов - элементарных частиц, возникающих при столкновении космических лучей с частицами воздуха во время прохождения сквозь атмосферу.
Эта мера позволит увидеть обстановку внутри реакторов и выработать способ извлечения топливных элементов. Выемка топлива станет самым сложным этапом демонтажа разрушенной АЭС.
Проходя сквозь бетон, железо и другие материалы, мюоны лучше поглощаются веществами с высокой плотностью - такими, как уран, - создавая на экране эффект затемнения. Таким способом ТЕРСО надеется определить местонахождение и очертания топливного расплава.
Министерство промышленности поручило эту работу Международному НИИ, занимающемуся вопросами вывода из эксплуатации ядерных объектов. Его сотрудники вначале обследуют 1-й энергоблок и определят, сколько топлива остается в реакторе и где оно находится. По мнению ряда экспертов, почти все топливо расплавилось и опустилось на дно защитного контейнера реактора, в то время, как другие считают, что половина топлива осталась в активной зоне.
ТЕРСО вместе с правительством Японии планируют извлекать топливный расплав после того, как зальют его водой, чтобы предотвратить распространение радиации. Поэтому оператору станции нужно заранее знать, в каких местах реактор поврежден, отремонтировать его и устранить течи.
Представитель министерства сообщил, что обследование с помощью космических лучей даст важную информацию, которая поможет рассчитать количество воды для закачивания в реакторы.
Вместе с тем, новый метод имеет ряд недостатков. Так, с его помощью нельзя рассмотреть топливо, которое находится на дне контейнмента, а разрешающая сила оптики, составляющая 30-50 см, не позволит обнаружить малые скопления топлива.
"Многие факторы остаются неизвестными - например, какие препятствия встретятся на пути частиц в зданиях реакторов, - говорит профессор Фумихико Такасаки. - Но мы не узнаем, какие меры будут успешными, пока не попытаемся их применить".