В канун второй годовщины падения болида под Челябинском заместитель научного руководителя РФЯЦ–ВНИИТФ профессор Вадим Симоненко и заместитель директора Борис Водолага на встрече с корреспондентом ТАСС Евгением Ткаченко рассказали об исследовании проблем предотвращения столкновения с опасными космическими объектами.
Метеорит, взорвавшийся (точнее, «разорвавшийся» - развалившийся под действием динамического напора воздуха) 15 февраля 2013 г. в небе над Челябинской областью на высоте около 25 километров, стал наиболее разрушительным за последние 100 лет /после падения Тунгусского более крупного небесного тела/. Энергия взрыва в тротиловом эквиваленте составила около 400 килотонн. Были серьезно повреждены строения, в том числе и крупные, около 1600 человек были травмированы и порезаны осколками стекол разбитых окон. На восстановление домов и оконных рам потребовались месяцы и свыше миллиарда рублей. Но при этом, к счастью, не было ни одного смертельного случая.
Складывается впечатление, что таким доброжелательным образом великая природа вновь предупреждает все человечество об опасности столкновений с небесными телами. Удачно было «выбрано» место и время для такого «послания». Пролет происходил на большой (и потому безопасной) высоте, фактически над мегаполисом, но на достаточном удалении от него. Мегаполису и его жителям была отведена роль коллективного «регистратора». Как будто специально было выбрано время, когда многие были в пути на работу, причем некоторые – в силу «особенностей» российской жизни – на автомобилях с видеорегистраторами. В результате была получена уникальная научная информация о протекании процессов, сопровождающих столкновение. А Челябинск и его пригороды, своими разрушениями (весьма ощутимый компонент жертвенности), дали возможность не только определить физические параметры разрушительных воздействий («благосклонно» на многие порядки ослабленные «великодушной» природой), но и наглядно представить возможные масштабы катастрофических последствий столкновений даже таких малых по космическим масштабам тел, как Челябинский болид. Ведь если бы он имел большую массу и/или входил в атмосферу под большим углом были бы многочисленные жертвы и катастрофические разрушения. Не зря многие называют 15 февраля 2013 г. вторым днем рождения Челябинска.
Интересна еще одна особенность, связанная с произошедшими событиями. Они произошли в регионе, где находятся Федеральный ядерный центр ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина и Государственный ракетный центр им. академ. В.П. Макеева. Специалисты этих центров вовлечены в исследования проблем предотвращения опасных космических столкновений.
Научные обсуждения опасности космических столкновений стали расширяться с середины 1980-х г.ов, когда Л. Альварес с коллегами показали, что около 60 млн. лет назад произошло столкновение относительно крупного космического тела с Землей. Следы его в виде избыточного иридия наблюдаются в соответствующих геологических слоях по всему земному шару. Вскоре был найден и громадный кратер Чиксулуб (диаметром 180 км) того времени, захвативший часть полуострова Юкатан, но основная площадь его расположена под водой. Альварес с коллегами предположили, что именно это столкновение обусловило вымирание динозавров.
К этому времени был накоплен богатый опыт по мирным ядерным взрывам, который можно было перенести на описание высокоскоростных космических столкновений. К концу 80-х стала вырисовываться тенденция сокращения военных программ. Еще Е.И. Забабахин говорил, что «Самая желаемая наша цель состоит в том, чтобы наши военные разработки никогда не были бы применены, а мирные – как можно дольше служили человечеству». Поэтому в инициативном порядке стали рассматривать проблемы использования ядерных взрывов для предотвращения столкновений опасных космических объектов. Неясны были реальные масштабы космической опасности: частота столкновений и вероятные массы тел, значительные неопределенности были (и продолжают оставаться) в знании свойств тел. Первоочередными стояли задачи выявления опасных объектов астрономическими средствами, оценки их масс и свойств. Предварительные результаты исследований докладывались в 1992 г. на Забабахинских научных чтениях.
Примерно в то же время обсуждения аналогичных вопросов начали специалисты американских ядерных лабораторий и НАСА по директиве конгресса США. Их рекомендации были сразу же поддержаны конгрессом. Была начата программа астрономических наблюдений с целью обнаружение объектов масштаба 1 км. Были обсуждены принципиальные возможности использования ядерного воздействия для предотвращения опасных столкновений. В январе 1993 г. в Аризонском университете была проведена конференция по вопросам опасности столкновений с астероидами и кометами.
Для понимания наших возможностей на отечественном уровне в 1994 г. в Снежинске при поддержке Минатома была проведена конференция с участием американских ученых. Анализ показал, что даже в области наблюдений задел времен Советского Союза был настолько велик, что отставание еще не успело проявиться. А в вопросах воздействия и космической доставки средств воздействия у наших специалистов были прочные позиции. Была введена классификация опасностей на три категории – глобальную, региональную и локальную. Было признано, что на современном уровне технологического развития наиболее эффективным способом предотвращения столкновений является использование ядерного взрывного воздействия, хотя для этого требуется хорошее знание свойств пород, из которых состоит опасное тело, и его структуры. Отмечалось, что для малых тел возможно использование кинетических средств воздействия путем организации столкновения с искусственными телами достаточно большой массы. Но конкретные условия реализации таких возможностей не обсуждались. Поэтому обсуждения всего комплекса проблем космической опасности и защиты были весьма эффективны. Расхождение мнений было лишь в одном вопросе. Отец американской водородной бомбы Эдвард Теллер настаивал на необходимости проведения ядерных взрывных экспериментов в космосе для исследований эффективности воздействия. Наши специалисты и часть американских коллег не видели в этом настоятельной необходимости. Да и Теллер через год на конференции «Защита Земли» в Ливерморе отказался от этой идеи.
Для борьбы с ОКО ученые из Государственного ракетного центра им. академ. В.П. Макеева (г.Миасс) предлагают создать трехэшелонную систему защиты Земли:
- дальнего эшелона для защиты от крупных долгопериодических комет и астероидов;
- среднего эшелона для защиты от короткопериодических комет и астероидов;
- ближнего эшелона для защиты от внезапно обнаруженных астероидов малых размеров.
Для перехвата ОКО дальнего и среднего эшелонов могут быть использованы ракеты-носители космического назначения типа «Союз», «Протон», «Ангара». Для ближнего эшелона в условиях острого дефицита времени целесообразно использовать комплексы, созданные на базе межконтинентальных баллистических ракет на высококипящих компонентах топлива, находящихся в режиме постоянного дежурства в течение длительного времени. Необходимо также создать систему раннего оперативного наблюдения, способную обнаруживать малые ОКО на расстоянии 2-3 млн. км от Земли.
Изучению последствий падения Челябинского метеорита посвящено столько работ, что только этой проблематике пришлось выделять особое место на крупных симпозиумах. В том числе в 2014 г. на традиционных XII Забабахинских научных чтениях в Снежинске впервые была выделена обособлено секция о космической защите Земли. Скорее всего этот раздел науки останется обособленным и в последующие годы.
Таким образом, Челябинский метеорит показал необходимость снизить границу опасных космических объектов до меньших размеров (8 м), которую ранее принимали на уровне Тунгусского (80 м). Частота таких столкновений существенно выше. Поэтому задача предотвращения их становится актуальной. В частности, необходимость разработки мер по обеспечению планетарной защиты от космических рисков и угроз, связанных с астероидно-кометной опасностью, подтверждена рекомендациями круглого стола, состоявшегося в марте 2013 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Научные обсуждения, состоявшиеся на Забабахинских чтениях 2014 г., показали, что у нас есть реальные возможности предотвращения такой опасности нашими отечественными средствами. Одним из таких предложений является Система планетарной защиты «Цитадель», предлагаемая центром Планетарной защиты и представленная на упомянутом заседании в Совете Федерации.
Достаточно эффективно может быть получена богатая информация по свойствам таких тел и обеспечить эффективный перехват и нейтрализацию их воздействия. Нужна политическая воля и соответствующая программа работ, которые должны быть выполнены именно силами наших специалистов, а не по подсказкам зарубежных «доброжелателей» и «гастролеров» как это повсеместно культивируется в затянувшийся период разрушающих реформ.