Россия призывает начать конкретное обсуждение по созданию универсального международно-правового договора о запрете на производство расщепляющегося материала для целей ядерного оружия, заявил заместитель постоянного представителя РФ при ООН и других международных организациях в Женеве Александр Дейнеко.
"В России проблема запрета производства расщепляющегося материала (ЗПРМ) закрыта, причем уже давно. Но для нас остается актуальным введение универсального международно-правового запрета на производство расщепляющегося материала для целей ядерного оружия. Мы — за начало предметного разговора по этой теме",
— заявил Дайнеко в четверг на Конференции по Разоружению.
По его словам, Москва еще в 1989 году прекратила наработку высокообогащенного урана для ядерного оружия, а с 1994 года — плутония. Последний реактор, производивший плутоний оружейного качества, был остановлен в середине 2010 года. Параллельно накопленные запасы "оружейного" плутония и урана перерабатывались в топливо для АЭС.
По мнению РФ, основой для обсуждения вопроса о ЗПРМ должен оставаться так называемый "мандат Шеннона", который предусматривает проведение переговоров "по недискриминационному, многостороннему и поддающемуся эффективной международной проверке договору о запрещении производства расщепляющегося материала для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств". При этом возможный договор не должен препятствовать использованию расщепляющихся материалов в мирной ядерной деятельности.