В результате реализации программы уровень безопасности украинских энергоблоков будет соответствовать национальным и международным требованиям и позволит продлить срок эксплуатации энергоблоков АЭС. Оценочная стоимость реализации сводной программы – 1,45 млрд евро. Сейчас сумма уточняется.
В связи с отсутствием в тарифе на электроэнергию АЭС необходимых средств на реализацию программы, НАЭК «Энергоатом» с 2009 года проводит работу по получению кредита ЕБРР и Евроатома (в объеме до 70% от стоимости проекта).
По оперативным данным, НАЭК «Энергоатом» выполнила 93% мероприятий по повышению безопасности и модернизации. К началу августа т.г., на АЭС выполнены 228 мероприятий из 245, предусмотренных программой. Кроме того, выполнены 298 из 385 адаптированных мероприятий.
Благодаря реализуемым мероприятиям уровень безопасности украинских АЭС является довольно высоким и на протяжении последних лет положительно оценивается международными экспертами, которые ведут постоянный мониторинг украинских АЭС.
Отметим, что в 2009 году завершена реализация всех мероприятий Концепции повышения безопасности на пилотном блоке №1 Ривненской АЭС. Это обеспечивает возможность продления срока его эксплуатации. В том же году завершена разработка отчетов анализа безопасности пилотных энергоблоков АЭС – основных документов, обосновывающих безопасность энергоблока АЭС.
Реализация мероприятий Концепции повышения безопасности находится под строгим контролем НАЭК «Энергоатом» и Государственного комитета ядерного регулирования Украины. Компания совместно с Министерством топлива и энергетики и ГКЯРУ регулярно проводит совещания по реализации мероприятий по модернизации и повышению безопасности АЭС. Сложные технические мероприятия рассматриваются Научно-техническим советом «Энергоатома» с Генеральным проектировщиком ОАО «Опытное конструкторское бюро «Гидропресс», в частности по реализации мероприятий на энергоблоке №1 Южно-Украинской АЭС. Ведется еженедельный контроль поставок оборудования.
Есть ряд проблем, которые задерживают реализацию мероприятий по повышению безопасности и продлению срока эксплуатации.
- Дефицит финансирования. Действующий тариф обеспечивает потребность в финансировании в 2,5 раза меньше, чем необходимо.
- Техническая сложность проблем безопасности. Внедрение большинства мероприятий не имеет аналогов в мировой практике.
- Трудности с проведением тендеров.
Новый Закон «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 делает невозможным или тормозит своевременное выполнение задач, поскольку не учитывает специфики атомных предприятий (в частности, особенности условий безопасности ядерных объектов). Принятое по инициативе НАЭК «Энергоатом» постановление Кабинета Министров Украины о применении упрощенной процедуры закупки у одного участника теперь не действует. Компания направила в Министерство топлива и энергетики проект обращения в Кабинет Министров об упрощении в рамках нового тендерного законодательства процедуры закупки товаров, работ и услуг у одного участника для реализации мероприятий по повышению безопасности и продлению сроков эксплуатации.