В следующем году Монголия планирует начать разработку резервных месторождений урана с привлечением иностранного капитала. При этом Япония представляется наиболее заинтересованным инвестором – для страны важно обеспечить доступ к новым ресурсам в Центральной Азии, так как сделка с Uranium One по приобретению активов в Казахстане не состоялась.
По словам главы госкомпании MonAtom LLC Тсогтсайкана Гомбо, Монголия начала переговоры с властями США и Японии по вопросам создания совместных предприятий и мощностей для добычи урана в стране. При этом он отметил, что доказанные резервы урана составляют 62 тыс. тонн, а в ближайшие годы они значительно увеличатся, передает Bloomberg. В следующие же 10-15 лет, по его мнению, Монголия станет ключевым игроком на рынке урана и в сфере ядерной энергетики.
По данным западных экспертов, за последние 15 лет 15 иностранных компаний вели в Монголии разведку и добычу урана, но на сегодня ни одна из них не функционирует.
В июле 2009 года Монголия приняла закон об атомной энергии: в госсобственности должно быть не менее 51% или 34% (в исключительных случаях) уранового месторождения. Однако при этом не вполне понятно, каково будет финансовое участие монгольской стороны в добывающих проектах.
Так, апеллируя к новыму закону, Агентство по атомной энергии отозвало у канадской Khan Resources лицензии на Дорнодское месторождение. В результате Khan обвинила структуры “Росатома” в создании препятствий для работы Khan в Монголии, нарушении своих обязательств в качестве партнера в СП “Центрально-азиатская урановая компания” (где Khan Resources принадлежит 58% акций, по 21% акций у АРМЗ и монгольской “Монатом”) и теперь планирует взыскать с россиян $286 млн.
Аналитик “Тройки Диалог Казахстан” Заурбек Жунисов считает, что потенциал урановой отрасли Монголии интересен в первую очередь тем компаниям, которые уже работают в Казахстане, особенно инвесторам из Китая, Индии и Японии. Россия также активна в урановой отрасли Монголии и имеет лицензии на разведку. Повышенный интерес к урану аналитик связывает с планируемым трехкратным увеличением мощностей мировой атомной энергетики в следующие 20 лет, причем наиболее активное развитие сектора эксперты ожидают в Китае и Индии. При этом он отметил, что активно вести переговоры с Монголией должна Япония, так как заполучить дополнительные урановые активы в Казахстане по сделке с Uranium One ей не удалось.
Аналитик не исключает, что Монголия в перспективе сможет составить конкуренцию Казахстану в сфере добычи и экспорта природного урана, хотя все будет зависеть от себестоимости добычи, которая в Казахстане одна из самых низких в мире. Продажа урана – непростой процесс, который в основном осуществляется по долгосрочным контрактам и с конечными потребителями.
Заурбек Жунисов отмечает, что затраты инвесторов на приобретение месторождений не должны быть высокими при схеме передачи определенной доли в предприятии государству и при осуществлении последующих капиталовложений полностью за счет инвестора. Тогда как затраты на строительство рудника и завода по переработке руды с проектной мощностью около 1 тыс. тонн урана в среднем могут составить $100-150 млн, считает эксперт.
Аналитик “Уралсиб Кэпитал” Анна Куприянова отметила, что в первую очередь работой в урановой отрасли Монголии заинтересована пятерка основных производителей уранового топлива, включая Россию, США, Францию и Канаду. Также она не исключает, что правительство Монголии одним из условий создания СП может выдвинуть строительство завода по производству топлива на территории страны.
При этом аналитик полагает, что в общемировом экспорте урана при доказанных запасах доля Монголии составит 1%.
В настоящее время в Монголии выявлено 6 месторождений и более 100 проявлений урана. Установленные в ходе разведки запасы составляют 62 тыс. тонн. При этом предполагается, что перспективные запасы – 1,3 млн тонн урана. По объему запасов урана Монголия стабильно занимает 4-е место в мире, в первой тройке находятся США, Казахстан и ЮАР.