Само название не только подчёркивает смысл слова «атом», но и отражает сущность отношений героев картины Тани и Ивана – они неделимы, поскольку влюблены друг в друга.
Эта «лав стори» разворачивается на фоне АЭС, где они работают после окончания института. Слегка взбалмошный и безответственный Иван занимается профессией не по призванию, а только из-за давней любви к бывшей однокурснице. Таня, напротив, увлечена своим делом, амбициозна, требовательна к своим коллегам. Её роль в картине исполняет Юлия Снегирь – зрители наверняка запомнили эту талантливую актрису и модель по фильму Фёдора Бондарчука «Обитаемый остров».
Партнёром Юлии Снегирь выступает Григорий Добрыгин, снимавшийся в картинах «Чёрная молния» и «Как я провёл этим летом».
Последняя работа молодого артиста получила международное признание – в этом году на международном кинофестивале в Берлине он вместе с Сергеем Пускепалисом получил приз «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль.
– «Неделимое» – это своего рода новое прочтение популярной в 60-е годы прошлого века темы «физиков» и «лириков», – рассказывает продюсер картины Ярослав Живов. – Главные герои фильма – физики-ядерщики, люди науки, одержимые идеей. Но при этом им не чужды простые человеческие чувства: и радость, и горе, и любовь. Наш фильм даст возможность зрителю по-новому посмотреть на жизнь современной науки и её творцов, открывающих новый, глобальный мир.
Драматург Максим Курочкин, написавший сценарий о жизни учёных-атомщиков, говорит о своей работе:
«Как и многие другие люди, я был полон атомных страхов. Теперь же отчётливо понимаю, что в будущем мы непременно научимся жить с атомом мирно, научимся вести диалог с энергией. Также мне совершенно ясно, что технология управления распадом ядра гораздо более совершенна, чем технология отношений между людьми, в частности между мужчиной и женщиной».
А теперь настала пора представить режиссёра фильма, и это – одна из сенсаций нового кинопроекта. Речь идёт о Василии Бархатове, 27-летнем оперном режиссёре. В Мариинском театре он выпустил оперы «Москва, Черёмушки» Дмитрия Шостаковича (2006), «Енуфа» Леоша Яначека (2007), «Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза (2007), «Отелло» Джузеппе Верди (2007) и «Братья Карамазовы» Александра Смелкова (2008). В 2009 году состоялась мировая премьера спектакля «Шербурские зонтики» театра «Карамболь» (музыка Мишеля Леграна) в Санкт-Петербурге. Наконец, в сезоне-2009/10 на сцене Большого театра в его постановке показана «Летучая мышь» Иоганна Штрауса.
И вот теперь Василий Бархатов решил попробовать себя в роли кинорежиссёра.
«Чаще всего, когда мы говорим «атомная промышленность», подразумеваем сразу Чернобыль, – рассказывает режиссёр. – Но со времени катастрофы прошло много лет, во всём мире все понимают, что за атомной промышленностью будущее. Мне всегда было интересно проникнуть внутрь атомной станции, посмотреть, как работает ядерный реактор, как живёт АЭС, как здесь работают люди. Можно сказать, «Неделимое» – это первый в истории российского кино художественный фильм, съёмки которого проходили на особо охраняемых объектах – действующих атомных станциях – на Ленинградской и Калининской АЭС. Используя возможности кинотехнологий, цвет и графику промышленных конструкций, мы делали всё возможное, чтобы предприятие по выпуску электроэнергии смотрелось как современный арт-объект».
Представить не виртуальные, не нарисованные в студии компьютерной графики декорации, а настоящие атомные объекты – беспрецедентный случай в истории нашего кинематографа. Это станет, по мнению авторов картины «Неделимое», дополнительным аргументом для зрителя, чтобы посмотреть этот фильм.
«Представляя в фильме некий собирательный образ ядерной энергетики, – продолжает Василий Бархатов, – мы стремились не только показать визуально привлекательный объект с высочайшими технологиями, но и изменить сложившееся негативное отношение к «атомной» теме, «перебив» его простой, иронической, тёплой человеческой историей про любовь и мирный атом. До сих пор многие считают, что учёные-атомщики – это одержимые самоубийцы, которые чуть ли не рассовывают голыми руками плутоний по карманам. Между тем на атомных станциях работают интересные люди со своим восприятием мира, со своими личными проблемами, со своим пониманием счастья».
В первой киноработе Василия Бархатова найдёт применение и его театральный опыт – своеобразная аллюзия на мир театра развернётся в фильме, когда, по замыслу сценаристов, в город атомщиков приезжает молодой режиссёр (эту роль исполняет ведущий актёр театра «Сатирикон» Денис Суханов), специализирующийся на сюрреалистических постановках. Его театральный проект выглядит необычно: фантастическое будущее человечества. По ходу спектакля последняя оставшаяся в живых на Земле пара – мужчина и женщина – возрождают жизнь во Вселенной.
«Быть может, зритель посмеётся над абсурдностью и глупостью той театральной постановки, которую мы покажем в фильме, – признаётся Василий Бархатов. – А кто-то прочтёт наше ироническое отношение к проблеме физиков и лириков. Так или иначе благодаря театральному событию, состоявшемуся в этом провинциальном городке, героям нашего фильма удаётся обрести и настоящее призвание, и настоящую любовь».
Сюжет картины развивается в двух реальностях – в мире науки и театра, в мире атомной энергетики и художественного творчества. Эти реальности служат фоном для отношений главных героев фильма про торжество любви.
Помимо молодых актёров в фильме также снимаются Екатерина Васильева, Алексей Горбунов, Марина Голуб.
А вот созданием музыки к кинокартине займётся петербургский музыкант Сергей Шнуров, хорошо известный кинозрителю саундтреком к картине «Бумер».
Предполагается, что премьера фильма состоится весной будущего года.