Предприниматели Чешской Республики считают, что для них было бы лучше, если бы контракт на строительство блоков №№3-4 АЭС "Темелин" получил бы чешско-российский консорциум. Об этом свидетельствуют итоги опроса, устроенного журналом "Moravske hospodarstvi".
Издание провело анкетирование среди представителей энергетических и строительных компаний республики, по результатам которого пришло к выводу: "Если бы итоги тендера на достройку Темелина подводили чешские предприниматели, то победителем бы стал русско-чешский (консорциум)".
Основными аргументами в пользу консорциума, которые приводили опрошенные, стали утверждения о том, что "мы уже имеем опыт работы с российскими технологиями, и она нам ближе". Более того, отношения чешских фирм с "Атомстройэкспортом" лучше, чем с французами или американцами.
Своё мнение по данному вопросу высказал заместитель председателя экономической палаты Чешской Республики Павел Бартош: "Наши фирмы уже работали с российскими технологиями в Дукованах и Темелине и гораздо к ним лучше готовы. Например, американский парогенератор из-за его размеров невозможно изготовить в компании "Витковице".
"Мы (Чешская Республика) - единственная (малая) страна, способная производить оборудование для АЭС. Если мы этим не воспользуемся, то это станет огромной потерей", - подчеркнул Барош.
Большинство опрошенных убеждено, что только чешско-российский консорциум способен реально обеспечить локализацию при строительстве новых блоков на Темелине в объёме 70%.
Представитель компании ZAT Зденек Бухта заявил, что его фирма ведёт переговоры со всеми тремя участниками тендера, однако наибольшие шансы для себя видит в сотрудничестве с россиянами, готовыми выдавать заказы "под ключ". "(В отличие от россиян), "Westinghouse будет заинтересован сугубо в монтаже", - уверен Бухта.
Тендер на строительство блоков №№3-4 АЭС "Темелин" с перспективой сооружения ещё трёх блоков в Чехии и Словакии был объявлен осенью 2009 года. Участие в торгах принимают "Westinghouse", AREVA и чешско-российский консорциум в составе "Шкоды-ЯМ", АСЭ и ОКБ "Гидропресс".