Российская атомная промышленность одна из самых технологичных и наукоемких. Здесь работают, пожалуй, лучшие ученые, конструкторы, инженеры, технологи. Результатом их совместного труда становится не имеющая аналогов по своим характеристикам продукция. На ОАО «НЗХК» одной из таких совместных разработок является линия снаряжения твэлов СТ-60.
Начальник цеха №10 Александр Басихин уверен, что за лининй СТ-60 – будущее. В ней заложен новый подход к изготовлению тепловыделяющих элементов – бережное отношение на всем этапе производства и контроля. «Передвижение твэлов производится методом пошагового перемещения с одной позиции на другую, что позволяет нам добиваться более качественных характеристик, – говорит он. – Здесь в полной мере реализован новый подход к идентификации твэл, новая элементная база. Можно сказать, что все силы цеха были брошены на эту линию и уже есть интересные результаты».
В 2009 году на линии было изготовлено 12 тысяч твэлов. В начале прошлого года руководством ОАО «НЗХК» была поставлена задача - выйти на проектную производительность. «Мы установили накопитель, изменили алгоритм работы АСУТП, доработали некоторые механические части, - рассказывает Александр Басихин. - Все это, в итоге, позволило достичь проектной производительности уже в 2010 году. Кстати, используя инструменты производственной системы «Росатом», мы рассчитали максимальную теоретическую производительность, она оказалась 57,4 твэла в час». В прошлом году на линии СТ-60 было изготовлено уже более 115 тысяч твэлов. В этом году планируется произвести свыше 140 тысяч.
СТ-60 – уникальная установка, которая способна снаряжать твэлы любого дизайна, кроме твэлов для АЭС «Бушер». Линия оборудована считывателями для учета твэлов, маркированных лазерным штрих-кодом. При этом инженеры завода предусмотрели алгоритм работы, позволяющий снаряжать твэлы и без маркировки. СТ-60 умеет снаряжать твэлы с бланкетной частью. Через каждую установку линии изделие проходит меньше чем за минуту, максимальное время 58 секунд. Установка «МАКС», разработанная цехом №19 (ныне ЗАО «НЗХК-Инжиниринг»), позволяет производить контроль обогащения непрерывным конвейерным методом. За один проход, в онлайн режиме, контролируется около 8 параметров – обогащение, компенсационный объем, бланкетная часть и т.д. Так же на данной установке существует роботизированный комплекс для изъятия несоответствующей продукции. После получения сигнала о несоответствии, робот автоматически захватывает нужный твэл и удаляет его на позицию для повторной перепроверки.
Есть в составе линии СТ-60 уникальная установка, не имеющая аналогов в мире – это установка «Размер06» разработки Конструкторско-технологического института научного приборостроения (Академгородок), которая одновременно, в онлайн режиме, контролирует массу параметров – непрямолинейность, длину твэла, механические повреждения, соосность с расчетом зависимых допусков и т.д.
«Некоторое время назад к нам приезжали украинские коллеги, – говорит Александр Басихин. – Генеральный директор украинского государственного концерна «Ядерное топливо» Татьяна Амосова после экскурсии по цеху была приятно удивлена высоким техническим уровнем производства на НЗХК. Учитывая, что завод по производству топлива для АЭС в Украине будет строиться на основе российских технологий вполне возможно, что линия СТ-60 будет взята за основу при организации украинского производства».
Совершенствование техники и технологий – обязательное условие эффективного развития производства, и СТ-60, в данном случае, не конечная цель этого развития. К концу 2011 года планируется закончить монтаж линии СТ-120. «В 2010 году коллективом цеха №10 была сделана презентация, где мы указали на все проблемы с эксплуатацией и обслуживанием линии, которые мешают работать, – заметил Александр Басихин. – Это стало своего рода обратной связью для конструкторов-разработчиков линии ЗАО «НЗХК-Инжиниринг». К примеру, для того чтобы зачистить бокс снаряжения, требуются тонкие и длинные руки, в зоне работы КСС места ровно столько, что с комфортом там может работать только щуплый молодой человек или стройная девушка, а для того чтобы настроить установку «Размер-06» нужно пробежать около 200 метров. Все эти недочеты мы озвучили разработчикам, и я думаю, в новой линии эти вопросы будут решены».
Смонтировать первую часть СТ-120 планируется к концу этого года, а на полную мощность линия должна быть выведена к середине 2012 года.