25 июля 2011

МАГАТЭ выпустило документ по состоянию и тенденциям в ядерном образовании

МАГАТЭ выпустило публикацию, посвящённую состоянию и тенденциям в ядерном образовании. Документу присвоен номер "IAEA Nuclear Energy Series NG-T-6.1". Английское название - "Status and Trends in Nuclear Education".

С условиями приобретения можно ознакомиться на сайте МАГАТЭ. Текущая цена - 38 евро. Электронный текст документа доступен бесплатно по ссылке http://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/P1475_web.pdf. Язык документа английский. В публикации 226 страниц. Ответственный за выпуск - Янко Янев.

В вводной части документа приводятся краткие сведения о хороших практиках в сфере ядерного образования. В отдельную главу вынесены рекомендации, которые желательно применять государствам, заинтересованным в развитии кадрового потенциала атомной отрасли.

Так, чрезвычайно важно, чтобы в образовательный процесс вовлекались предприятия отрасли. К сожалению, компании и эксплуатирующие организации не всегда понимают необходимость поддержки вузов, в которых ведётся подготовка будущих атомщиков. Верно и обратное наблюдение - вузы не всегда приветствуют вмешательство отрасли в процесс подготовки специалистов.

Среди возможных способов сотрудничества вузов и отрасли авторы документа выделяют такие практики, как назначение специализированных стипендий, привлечение студентов на практику и дипломные работы на действующие предприятия и станции, чтение лекций сотрудниками отрасли и организация курсов переподготовки для преподавателей вузов с атомными специальностями.

Отдельного упоминания в рекомендациях удостоились образовательные сети, как национальные, так и региональные. Приведены примеры таких сетей, как ANENT, ENEN, WNU и других.

Наибольший интерес в документе может вызвать богатый справочный материал. В приложениях приводятся данные по ядерному образованию в 23 государствах, а также по шести международным образовательным проектам. В приложении VI, посвящённом Франции, описывается заслуживающая внимание практика создания ведомственных атомных университетов в дополнение к существующим общенациональным учебным заведениям.

Так, при группе AREVA создан и действует так называемый "Университет AREVA", имеющий филиалы во Франции, Германии и США. Только через французский филиал в Экс-ан-Провансе, открытый в 2009 году, уже прошло порядка 700 человек. Задача университета AREVA - подготовка и переподготовка инженеров и управленцев группы и партнёрских компаний и организаций. Со временем планируется, что все новички, поступающие на работу в группу, будут проходить через специализированные вводные курсы университета.

Своими собственными образовательными возможностями во Франции располагает и эксплуатирующая организация EDF. В них работает около 700 человек. Ежегодно они проводят 1,5 миллиона часов занятий по 650 курсам. Приложения, посвящённые различным государствам, вышли в документе разными по объёму и содержанию. Достаточно подробно, например, разобрана система ядерного образования в Южной Корее, где уже появились первые иностранные студенты. В то же время приложение по Японии уместилось на 2,5 листах, причём японские соавторы приложения не преминули отметить негативное влияние на общественность, вызванное аварией на Чернобыльской АЭС.

Говоря в целом, большинство приложений документа по странам достаточно информативны и полезны. В них приводятся описание систем ядерного образования, данные по вузам и исследовательским установкам, а в ряде случаев (например, по Болгарии) - раскладки по часам учебных программ для студентов атомных специальностей.