Китайская корпорация CNNC анонсировала новый сдвиг сроков пуска первого блока с реактором AP-1000 ("Sanmen-1"). Теперь ожидается, что блок будет пущен в 2017 году.
Информация о новом переносе появилась в документах, сопутствующих первичному публичному размещению (IPO) китайской корпорации.
Утверждение о сдвиге пуска блока на 2017 год стало неприятным сюрпризом для сторонников технологии AP-1000.
Особенно если учесть, что 4 мая 2015 года в США завершились, наконец, испытания саньменьских ГЦН, и представители "Westinghouse" пообещали начать холодную обкатку в декабре этого года.
Су Юминг (Xu Yuming), заместитель генерального директора китайской ассоциации атомной энергии, назвал на одной из майских конференций основной причиной многочисленных задержек с пуском блока "незрелый проект" от компании "Westinghouse" и необходимость выполнения больших объёмов НИОКР по оборудованию.
Когда в апреле 2009 года был залит первый бетон на "Sanmen-1", предполагался пуск в октябре 2013 года. Потом срок был перенесён на конец 2014 года, а затем на конец 2015 года. Впоследствии пуск был перенесён на 2016 год, но сейчас предполагается, что реальным сроком станет 2017 год.
На конференции в Ницце (Франция) в начале мая председатель компании SNPTC Ван Бинхуа (Wang Binghua) заявил о "30-месячном отставании от графика" на первом блоке АЭС "Sanmen" и объяснил его четырьмя причинами.
Первая причина, по мнению китайского атомщика - влияние аварии на Фукусиме. После аварии SNPTC и "Westinghouse" провели численное моделирование сценария, аналогичного фукусимскому, для китайских блоков с AP-1000. На период моделирования работы на "Sanmen-1" были заторможены, что дало шесть-восемь месяцев в общее отставание от графика
Второй фактор, приведший к отставанию - трудности, возникавшие у инженеров "Westinghouse". Инжиниринговые возможности американской компании "не соответствовали потребностям площадки", заявил Ван Бинхуа.
"Мы знаем, что после TMI-2 возник почти 30-летний разрыв, на протяжении которого у "Westinghouse" не появлялось нового инжинирингового опыта", - добавил китайский специалист. Он отметил также, что у американской компании вследствие этого разрыва возник дефицит квалифицированных технических кадров.
Третья причина отставания от графика - трудности, возникшие у производителей оборудования после расширения проектного срока службы AP-1000 с 40 до 60 лет.
Наконец, в качестве четвёртой причины Ван Бинхуа назвал освоение модульного принципа сооружения блоков с AP-1000.
На той же майской конференции во Франции Ван Бинхуа заверил присутствовавших, что все причины задержек устранены. Тем сильнее может стать шок от нового переноса сроков пуска "Sanmen-1", если такой перенос состоится.
О причинах нового переноса пока можно только гадать, равно как и о его финансовых последствиях.
Корпорация CNNC публикует лишь оценку 2009 года - 6,6 миллиардов долларов за два блока с AP-1000 на АЭС "Sanmen", однако в корпорации открыто признают, что реальная стоимость выйдет "несколько дороже" как следствие "отставания от графика, роста зарплат и стоимости материалов, а также повышения импортных пошлин".
Из девяти блоков, в сооружении которых CNNC принимала участие в 2014 году, на два блока АЭС "Sanmen" пришёлся 31% от общих затрат корпорации на капитальное строительство.
Дэнни Родерик из "Westinghouse" в начале мая был настроен более чем оптимистично. Он полагал, что решение технических проблем с ГЦН открывает путь для скорейшего начала строительства в Китае не менее восьми блоков с AP-1000 в дополнение к четырём уже сооружаемым.
Причём Родерик был уверен в том, что для восьми новых блоков его компания будет поставлять оборудование с длительным циклом изготовления и системы АСУ ТП - в общей сложности, до 600 миллионов долларов на каждый блок.
Между тем, в китайской SNPTC всё более предпочитают говорить не о клонированных AP-1000, а о собственном проекте CAP-1400, который компания намеревается довести до экспортных перспектив.
Ван Бинхуа подчёркивает, что при создании CAP-1400 были учтены уроки и накопленный опыт сооружения блоков с AP-1000.
Строительство первого блока с CAP-1400 должно стартовать в этом году, однако источники в китайской отрасли весьма осторожно высказываются о реальной степени готовности техпроекта CAP-1400.