Сеть детских технопарков, где школьники смогут заниматься техническим творчеством и естественными науками, появится в России; одновременно будет меняться механизм финансирования дополнительного образования, что позволит более активно привлекать в эту сферу частные организации и создаст для них равные условия с государственными. Соглашение о реализации соответствующей программы было подписано в четверг между Минобрнауки и Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках ПМЭФ. Пилотными регионами для реализации проекта станут Татарстан, Алтайский край и Ханты-Мансийский автономный округ.
По словам гендиректора АСИ Андрея Никитина, данный проект должен ликвидировать пробел, сложившийся в системе дополнительного образования школьников в постсоветское время. Он отметил, что в России сейчас достаточно развита система дополнительного образования в спорте, а также обучение школьников музыке, но мало кружков и секций, которые знакомят детей с техническим творчеством. Такого рода занятия посещают сейчас только около 4% школьников РФ.
"Наша задача — создать сеть детских технопарков, где дети могли бы выбирать профессии, связанные с информатикой, механикой, какими-то другими инженерными специальностями",
— сообщил Никитин.
По его словам, это будет способствовать ранней профориентации детей, чтобы они могли попробовать себя в научно-техническом творчестве и выбрать будущую профессию.
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов сообщил, что в этих технопарках школьники смогут попробовать себя в моделировании, создании 3D-прототипов, освоить азы нанотехнологий, погрузиться в изучение естественных наук. Обучающиеся, например, смогут попытаться составить свой прогноз погоды на основе данных наблюдения Земли из космоса.
Данное начинание уже поддержали крупные госкомпании, в том числе Росатом и Объединенная ракетно-космическая корпорация. По словам Ливанова, интерес к участию проявили и другие государственные и частные компании — машиностроители, IT-бизнес. Расширится и охват программы. "Пока речь идет об одном технопарке в каждом регионе, но для нас очень важно тиражировать эту модель. Цель проекта, чтобы в каждом регионе, с учетом его специфики, создать систему профориентации детей, которая обеспечит будущими кадрами приоритетные для региона отрасли", — сказал министр.
По словам главы Минобрнауки, в законодательство об образовании будут внесены изменения, обеспечивающие равенство государственных и негосударственных организаций, занимающихся допобразованием, при доступе к бюджетным источникам финансирования.
"Уже в этом году будут приняты соответствующие поправки",
— сказал Ливанов.
С этой целью будет разработан механизм сертификатов.
"Каждый ребенок сможет получить свой персональный сертификат и прийти с ним в ту организацию дополнительного образования, государственную или негосударственную, которая наиболее полно отвечает его потребностям и предлагает ему более интересную образовательную программу",
— рассказал министр.
По его словам, финансировать эти сертификаты будут регионы с учетом своей специфики. В прошлом году регионы направили на развитие допробразования в РФ более 120 миллиардов рублей, сообщил глава Минобрнауки.
"Наша задача — создать условия, чтобы частные инвестиции более активно приходили в дополнительное образование, создать налоговые преференции, механизмы субсидирования ставок по кредитам, которые будут брать предприниматели для инвестирования в такие проекты, снять избыточные барьеры, связанные с получением лицензий",
— добавил министр.