МЧС России получило на вооружение специальный мобильный комплекс для работы на радиоактивно-загрязненных территориях. Он состоит из трех грузовиков, выполненных на базе полноприводного армейского «Камаза»: машина радиационной разведки, спасательный транспорт и спецавтомобиль для расчистки завалов и очищения территории. Этот спасательный комплекс не имеет аналогов в мире и изготовлен специально для преодоления последствий как на месте старых техногенных катастроф (к примеру, зона Кыштымской и Чернобыльской аварий, Фукусимы), так и на случай появления новых очагов радиоактивного загрязнения.
Комплекс изготовлен в рамках федеральной целевой программы преодоления последствий радиационных аварий (действовала в 2011-2015 годах), рассказал «Известиям» Владимир Машков, начальник научно-исследовательского центра развития технологий ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России.
— Разработка комплекса началась три года назад. Изначально он создавался под нужды Челябинского отряда МЧС для преодоления последствий аварии на территории химкомбината «Маяк» [авария в хранилище ядерных отходов произошла в 1957 году, местность до сих пор загрязнена],
— рассказывает Машков.
Первая машина выполняет функции радиационной разведки, для этого она оснащена спектрометрами, хроматографами, газоанализаторами, а также оборудованием для дегазации и дезактивации техники и различных объектов. Расчет автомобиля состоит из семи спасателей. Второй автомобиль служит непосредственно для защиты и эвакуации населения из зоны радиационного загрязнения. Этот грузовик несет специальный модуль, в котором до прибытия на место развертывания перевозятся особые медицинские палатки. Пневмокаркасная конструкция палаток позволяет достаточно быстро на местности развернуть мобильный госпиталь.
— В палатках оказывается помощь гражданам: проводится антирадиационная обработка, выдается новая одежда. После чего автомобиль, выгрузивший палатки, отправляется обратно с населением, получившим первую помощь. За один раз такой автомобиль может перевезти до 20 пассажиров, помимо членов экипажа,
— заметил Машков.
Особый интерес представляет из себя тентовое покрытие палаток и кунгов автомобилей, призванное защитить от воздействия радиации. Во всех случаях тент выполнен слоями: первый металлизированный слой — нитрид титана, затем микропористая мембрана, выполненная из термопластичной полиуретановой смолы, третий слой — тканевая основа из полиэфирного текстиля. Последний вдобавок пропитан жидким раствором цемента. Такой тент накрывают вторым тентом из тканевого материала, пропитанного консистенцией на основе жидкого полиуретана с добавлением в него смеси измельченной стеклянной крошки, слюды и свинцовой крошки или стружки.
Всего в мобильном госпитале может одновременно работать около 15 спасателей-медиков в течение 5 суток. Воздух внутри палаток постоянно очищается фильтровентиляционными установками, а для выхода наружу предусмотрены специальные 12-килограммовые костюмы с элементами свинцового покрытия.
Третий автомобиль — под названием «Помощник» — идет с прицепом, и он создан для аварийно-спасательных и поисковых работ среднего и тяжелого класса — когда разрушены серьезные бетонные конструкции. Непосредственно в грузовике находится пассажирский модуль на 30 человек и все спасательное оборудование (домкраты, гидравлические ножницы, бетонорез и проч.), а в прицепе находится средний мини-экскаватор с 5-метровой подъемной стрелой, культиватором и отвалом. В другом исполнении в прицепе может находиться два мощных генератора. Помимо прочего машина оборудована громкоговорителями и прожекторами для оповещения населения в радиусе до 500 м.
Все машины отличаются повышенной проходимостью, поскольку выполнены на основе армейского «Камаза-43118» с колесной формулой 6x6. Как и госпиталь, они оснащены фильтровентиляционным оборудованием и автономными генераторами электричества. При этом важным требованием при создании спасательных грузовиков была аэромобильность — возможность свободной погрузки в самолеты ИЛ-76 МЧС России. Полная стоимость комплекса оценивается на уровне 85-90 млн рублей.
— На данный момент у нас такой комплекс в полном составе стоит на вооружении главного управления МЧС по Челябинску, а также две машины есть в тульском спасательном центре, — рассказал Владимир Машков.
Эксперты сходятся во мнении, что появление комплекса эвакуации населения из зон радиоактивного загрязнения говорит о высоком внимании к этому вопросу.
— Опыт японской Фукусимы [авария на АЭС Фукусима произошла в 2011 году из-за землетрясения и последовавшего за ним цунами], что даже такая технологически развитая страна, как Япония, может оказаться в затруднительном положении. Во-первых, они не смогли предотвратить такое событие, во-вторых, у них не было никаких наработок по его ликвидации. Мы после аварии в Чернобыле в этом смысле сделали гигантский шаг на пути повышения ядерной и радиационной безопасности. Поэтому опыт, который демонстрируют наши ученые в этом комплексе, прежде всего важен как мировое достижение, — полагает Валерий Меньшиков, соруководитель программы по радиационной и ядерной безопасности Центра экологической политики России.
По словам Меньшикова, риск возникновения новых радиационных катастроф в России сохраняется.
— Надо быть готовым, потому что у нас более 1 тыс. локаций, где есть радиоактивная опасность. Сейчас идет очень серьезная работа по созданию приповерхностных или глубинных хранилищ радиоактивных объектов. Нужно понимать, что в этой зоне, возможно, придется работать, — отметил эксперт.
Технология многослойной защиты, примененная в тентах автомобилей, уже существовала и ранее, правда, эту наработку не применяли в виде мобильного комплекса спасения, рассказывает сотрудник Института радиационных и экологических исследований Андрей Пенизев.
— Обычно для работы в зоне с повышенным радиационным фоном у нас использовались армейская бронетехника, ее и в зоне Чернобыля очень много осталось. Так что машины с подобным покрытием и модульной структурой у нас, судя по всему, появляются впервые,
— говорит Пенизев.
Помимо этого комплекса у МЧС есть автомобили «химико-радиационной разведки» на базе «Газели», «УАЗ-469», БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина), вездехода МТ-ЛБ, а также аварийно-спасательный автомобиль химической и радиационной защиты на базе грузовика Mercedes-Benz. В российских войсках машины радиационной защиты на основе БТР-80 и танка Т-72 несут службу до сих пор.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/590072#ixzz3j7tBLsaoexternal link, opens in a new tab