27 августа 2015

Эксперты критикуют закупки Украиной топлива Westinghouse

Киевские власти планируют в 2016 году закупить более 60% ядерного топлива американской компании Westinghouse Electric Company для своих атомных электростанций, в частности, для Запорожской АЭС. По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимира Демчишина, "это будет очень существенный шаг для того, чтобы диверсифицировать поставки".

Однако попытки подобных замен уже приводили к серьезным проблемам в Европе, да и в самой Украине. В 2010 году Южно-Украинская АЭС работала на топливе из США, но энергоблоки приходилось останавливать и ремонтировать. Эксперимент обошелся казне в 175 млн долларов.

Президент фонда "Основание", публицист и политолог Алексей Ампилогов считает, что Украина берет на себя весомые коммерческие и технические риски.

"Вопрос стоит в компетенции компании Westinghouse в реакторах советской постройки ВЭР (водяные энергетические реакторы), которые после закрытия Чернобыльской АЭС составляют основу "парка" украинских ядерных станций. До сих пор топливо Westinghouse по факту не отработало полную так называемую "кампанию", которая сейчас составляет около 4 лет для этих реакторов. С моей точки зрения, Украина берет на себя достаточно весомые коммерческие и технические риски, подписывая уже не опытную, а промышленную эксплуатацию топлива Westinghouse. Компания плохо себя зарекомендовала и на чешской АЭС "Темелин", и в самой Украине на Южно-Украинской АЭС, где это топливо пришлось аварийно выгружать",

– сказал Алексей Ампилогов в эфире радио Sputnik.

По его мнению, решение киевских властей имеет политических подтекст.

"Westinghous сейчас "заманивает" Украину этим контрактам на 630 сборок, которые должны быть поставлены в период до 2015 года. Сейчас по факту Украина попала в ловушку собственной некой мифической "диверсификации топлива". При этом она, конечно, будет обеспечена, поскольку это политическое решение, бизнес-структуры (премьер-министра Украины Арсения) Яценюка очень вовлечены в этот процесс. А "выгребать" все вопросы, связанные с рисками по данному топливу, будет эксплуатационное предприятие", – считает Алексей Ампилогов.