55 лет назад в Приморье пришла первая атомная подводная лодка. Сейчас стратегический флот России на Тихом океане полностью базируется на Камчатке, но в Приморье помнят и трагические, и героические страницы истории, связанной с ядерным наследием.
Так близко к хранилищу реакторных отсеков атомных подводных лодок 60-х-70-х годов не подходила еще ни одна съемочная группа. Это кладбище субмарин заметно сократилось в последние 3-4 года. Предприятие по обращению с радиоактивными отходами в бухтах Чажма и Разбойник вынимает эти блоки из воды и устанавливает на безопасное хранение уже на земле. Радиационная опасность здесь снижена настолько, что впервые, за последние 5 лет, на реакторный отсек своего корабля разрешили подняться ветеранам советского атомного подводного флота. Под номером 140 строилась в Комсомольске-на-Амуре первая ядерная подлодка Тихоокеанского флота К-45. Военно-морской флаг над ней подняли в сентябре 1960 года в бухте Павловского, недалеко от Фокино. Ветераны вновь вспоминают этот ритуал.
Александр Губин, командир АПЛ К-45 (70-е гг.):
- Много сделано на этой подводной лодке. Мы ж не просто в Японской луже, как говорится, находились. Почти все корпуса в Индийском океане бывали, в учениях англо-американских и американских сил участвовали, естественно, не в официальном порядке.
И все-таки флот - это не только железо, пусть даже такое грозное, как эти атомные крейсера. Флот – это, в первую очередь, экипажи.
Михаил Цупра, член экипажа АПЛ К-45 (70-е гг.):
- Я проходил службу на 8-ми атомных подводных лодках. Хочу отметить, что К-45 осталась в моей памяти, как самая дружная, самая профессиональная.
Именем первого командира К-45 Виктора Белашева, в нынешнем Фокино, названа улица. Крейсера уходят на металл, реакторы - в безопасные хранилища, но ритуалы и традиции на флоте - это и есть память о кораблях и экипажах.