21 сентября 1955 года на Северном испытательном полигоне (о. Новая Земля, в районе Губы Черная) осуществленпервый подводный атомный взрыв (торпеда Т-5) мощностью 3,5 кт. Заряд для торпеды был разработан в КБ-11 (ныне - ВНИИЭФ). Когда в Советском Союзе прорабатывались вопросы о создании атомного оружия, было ясно, что необходимо вооружать им не только авиацию, но и военно-морской флот, в частности, подводные лодки.
В 1951-1952 гг. конструкторы КБ-11 начали разработку ядерной боеголовки для морских торпед в двух вариантах: калибр 533 (Т-5) и 1550 мм (Т-15). Проект «малой» ядерной торпеды Т-5 был воспринят военными моряками как минимум с пониманием, а против Т-15 руководство ВМФ возражало категорически, и на то были основания. Если торпеда меньшего калибра была штатным вооружением подводной лодки, то размещение торпедного аппарата для «чудища» диаметром свыше 1,5 м было делом весьма проблематичным даже для наиболее крупных советских подводных лодок.
Тем временем разработка новой парогазовой торпеды с атомным боевым зарядным отделением Т-5 шла полным ходом. Главным конструктором был Г.И. Портнов (НИИ–400 Минсудпрома). За основу он принял конструкцию торпеды в варианте дальноходного режима.
Заряд для новой торпеды разрабатывался в КБ-11 под руководством Ю.Б.Харитона. Это был малогабаритный заряд РДС. Его газодинамическая особенность состояла в том, что впервые применялась схема с уменьшенным числом точек инициирования. Теоретическую часть и конструкцию заряда разрабатывали Е.И.Забабахин, М.Н.Нечаев, В.Ф.Гречишников, В.К.Боболев, А.Д.Захаренков, Н.А.Казаченко, В.К.Чернышев, Л.М.Тимонин.
В сентябре 1955 года было принято решение на уровне Президиума ЦК КПСС о проведении первого подводного ядерного взрыва на Новой Земле в Губе Черная. Были проделаны большие подготовительные работы. На побережье выросли лабораторные и жилые здания, оборудованы причалы, построен аэродром. Для испытательной акватории была выбрана удобная закрытая бухта, находящаяся на расстоянии 200 километров от основной базы полигона. Сборка ядерного заряда осуществлялась в специально построенном здании на площадке №2 в заливе Рогачева под руководством подполковника Е.А.Негина.
Для определения поражающих характеристик в бухте были размещены эсминцы "Гремящий", "Куйбышев" и "Реут", построены бетонный и деревянный пирсы, установлены десантные и противодесантные средства, плавучие стенды. На всех находились измерительные приборы. Кроме того, в прибрежной зоне созданы приборные и оптические пункты, приборные стенды для забора проб воздуха и осадков, а для забора проб воздуха и воды задействованы самолеты ЛИ-2, вертолеты и два тральщика.
Накануне испытаний, когда все было готово и весь личный состав уже был снят с кораблей-мишеней, над районом испытаний резко ухудшилась погода. Появился плотный туман, по прогнозам — на длительный срок. Проведение испытания в туманную погоду означало лишиться ценных оптических наблюдений. Но 20 сентября метеослужба дает прогноз, что завтра будет окно в тумане.
Ранним утром 21 сентября казалось, что прогноз не сбудется, когда с аэродрома в Рогачеве пришел доклад: «Туман уходит». Наконец была дана команда о начале проведения испытаний. Заряд был подорван по радиосигналу с корабля «Эмба» в 8 часов утра 21 сентября 1955 года на расчетной глубине 12 м. Энерговыделение составило 3,5 кт.
Вот как описывает это событие капитан первого ранга, ветеран Новоземельского полигона В.А.Тимофеев:
«К утру 21 сентября туман рассеялся, и установилась солнечная погода. С командного пункта открывалась панорама испытательной акватории. Корабли, подводные лодки и транспорты были установлены в двух направлениях на различных расстояниях от предполагаемого эпицентра ядерного взрыва. …После выдачи автоматикой команды на подрыв заряда над морем возник огромный столб воды, увенчанный облаком. Хорошо было видно развитие купола, водяного столба, его обрушение и следующие за этим формирование вихревого кольца базисной волны, распространение поверхностных волн с выходом на прибрежную полосу. …В результате подводного ядерного взрыва затонул миноносец «Реут», оказавшийся в зоне абсолютного поражения у кромки водяного столба, а также тральщик, с которого была опущена торпеда с ядерным зарядом. …Для оценки поражающего действия первого подводного взрыва на прибрежной полосе Губы Черная были сооружены различные объекты, в том числе элементы береговой обороны, причальные стенки, гидроспуски с самолетами и т.д. При взрыве образовались интенсивные поверхности волны, которые явились серьезным поражающим фактором для прибрежных сооружений. Это был первый ядерный взрыв на Новоземельском полигоне».
10 октября 1957 года после успешных натурных государственных испытаний (подводный взрыв мощностью 10 кт при пуске с подлодки на расстоянии около 10 км) торпеда Т-5 была принята на вооружение. Она стала первым ядерным оружием ВМФ СССР и родоначальницей ядерных торпед советских и российских многоцелевых подводных лодок, предназначенных для решения оперативных и тактических задач морского театра военных действий, в первую очередь, для борьбы с крупными наводными кораблями и подводными лодками противника.