Выставка, приуроченная сразу к двум знаковым юбилеям - 60-летию с окончания строительства первого в мире атомного ледокола "Ленин" и 315-ой годовщине начала истории "Адмиралтейских верфей", открылась в четверг в Санкт-Петербурге.
В экспозиции, разместившейся в одном из залов Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого (ЦВММ), демонстрируются модель легендарного судна и редкие архивные фотографии его строительства и испытаний.
"Несмотря на то, что сегодняшняя выставка имеет довольно скромный вид, это... не умаляет важности события, которое произошло 60 лет назад, когда в декабре 1959 года атомный ледокол "Ленин" был сдан в эксплуатацию".
"Адмиралтейским верфям" 5 ноября исполняется 315 лет, это очередная историческая дата для нашего завода".
"Конечно, за такую богатую историю произошло много важных, интересных событий, но строительство и сдача атомного ледокола "Ленин" - это одна из ярких и наиболее впечатляющих страниц",
- сказал на открытии выставки генеральный директор компании "Адмиралтейские верфи" (входят в Объединённую судостроительную корпорацию) Александр Бузаков.
Среди экспонатов - снимок посещения ледокола премьер-министром Великобритании Гарольдом Макмилланом в 1959 году, фотографии, сделанные в процессе установки магнитной системы, винта и в ходе погрузки реактора, чертёж бокового вида "Ленина" от 1960 года, фрагмент наружной обшивки атомохода и закладная доска.
На выставке также представлены кормовой флаг ледокола, подаренный экипажем судостроителям, и государственный флаг СССР, поднимавшийся на "Ленине" во время ходовых испытаний в Балтийском море в сентябре- декабре 1959 года.
Легендарный ледокол
Атомный ледокол "Ленин" стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Судно было заложено в Ленинграде 24 августа 1956 года на заводе №194 (с 1957 года - Адмиралтейский завод, ныне АО "Адмиралтейские верфи").
Ледокол, корпус которого имел высоту пятиэтажного дома, был спущен на воду 5 декабря 1957 года.
Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Африкантова, научным руководителем работ выступал академик Анатолий Александров.
3 декабря 1959 года "Ленин" был сдан министерству морского флота и с 1960 года находился в составе Мурманского морского пароходства.
"Строительство такого сложного объекта за три года - это рекордный срок... Но и после того, как его сдали в эксплуатацию, через шесть навигаций потребовалась смена ядерного реактора. В то время никто не знал, как это сделать: выгрузка традиционным способом - подетальным, через верхнюю палубу - не представлялась возможной",
- рассказал Бузаков, уточнив, что вес реактора составлял 3,7 тыс. тонн.
Он отметил, что в этой ситуации было разработано решение о том, что реакторный блок с таким весом будет выгружаться через днище атомного ледокола "Ленин".
"Были привлечены специалисты с "Адмиралтейских верфей", которые провели всю подготовительную работу с подводной резкой и другими сопутствующими работами. Операция была проведена успешно. После этого было ещё два этапа непростых - надо было уже новый блок, который состоял из двух реакторов большей мощности, опять поставить в док, док притапливался, корабль заходил в заданные точки, док поднимался, и таким образом корабль садился на новый блок с двумя реакторами. Вот такая уникальная работа была проделана. По понятным причинам о ней довольно долго молчали, никаких публикаций не было, но по прошествии времени сегодня я могу об этом рассказать", - добавил глава "Адмиралтейских верфей".
После этого успешными были дальнейшие навигации, Северный морской путь стал круглогодичным.
За 26 арктических навигаций "Ленин" провел во льдах почти 4 тысячи судов и прошёл 654,4 тысяч морских миль.
В июне 1971 года "Ленин" первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли, таким образом подготовив экспедицию ледокола "Арктика" на Северный полюс в 1977 году.
В 1989 году ледокол был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.
В 2018 году атомоходу был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения, сейчас на ледоколе работает музей.
Об Адмиралтейских верфях
История построившего ледокол предприятия началась в ноябре 1704 года, когда Петром I был заложен Адмиралтейский Дом, ставший крупнейшим кораблестроительным предприятием России.
За три с лишним века со стапелей верфи сошли без малого 3 тысячи кораблей и судов различного класса и назначения.
Инженеры и мастера верфей создали в том числе первый отечественный пароход "Елизавета", первый в мире мореходный миноносец "Взрыв", легендарный крейсер "Аврора", крупнейший в истории отечественного кораблестроения линейный корабль "Гангут", более 300 подводных лодок различных проектов.
В настоящее время "Адмиралтейские верфи" считается базовым предприятием судостроительной отрасли и центром неатомного подводного кораблестроения России.
Выставка подготовлена ЦВММ совместно с компанией "Адмиралтейские верфи" и будет работать по 31 января 2020 года включительно.