В ознаменование 70-летия атомной отрасли и 60-летия основания Заречного (Свердловской обл.) Белоярская АЭС провела автобусные экскурсии для всех семи школ городского округа Заречный. Экскурсионный цикл был назван «Уроки по атомной энергетике».
Уроки-путешествия по городу и окрестностям атомной станции вели сотрудники Управления информации и общественных связей, Отдела инженерно-технической поддержки эксплуатации, Отдела ядерной безопасности и надёжности.
Первым объектом осмотра стал гидроузел Белоярского водохранилища. Ребята узнали, что искусственный водоём создавался с 1957 по 1963 годы на маленькой (в десяток метров шириной) реке Пышма, которая впадает в реку Туру. Протяжённость водохранилища более 25 км., площадь зеркала – более 38 кв. км., средняя ширина 1,5 км. (наиболее широкое место – 3 км.), средняя глубина 7 метров (максимальная доходит до 20 метров). Служит оно для охлаждения конденсаторов турбин Белоярской АЭС. Также школьникам рассказали об экологии водоёма, о «вкладе» в загрязнение водохранилища многочисленных любителей зимней рыбалки из разных городов и промышленных и коммунальных стоков из верховий реки, о способе борьбы с разрастанием сине-зелёных водорослей методом альголизации.
Автобусный маршрут пролегал по улицам Ленинградская, Курчатова, Кузнецова, Алещенкова. Школьникам рассказали о «комсомольском десанте» молодых строителей из Ленинграда, об основателе атомной отрасли России , о легендарном разведчике, о конструкторе реакторов АМБ первых энергоблоков Белоярской АЭС, в честь которых названы улицы.
Остановка на площади Победы. Ребята узнали историю Сквера Победы, в который входят данная площадь и улица 9 мая с памятными объектами, информацию о Дворце культуры «Ровесник», который в советские времена являлся подразделением атомной станции, а в будущем году отметит своё 50-летие.
Далее экскурсионный маршрут пролегает по улице Невского, названной в честь первого директора Белоярской АЭС Владимира Невского. Рассказ о легендарном директоре, которого зареченцы называли «Папа» , а финские атомщики прозвали «Русский танк», очень воодушевил ребят.
Остановка у Стены Памяти, созданной в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Здесь школьники увидели фото зареченца Николая Григорьева – единственного живущего на сегодня в Свердловской области Героя Советского Союза.
Следующий объект – сквер с фонтаном имени Юрия Муракова, незаурядного человека, легендарного начальника турбинного цеха-2 Белоярской АЭС http://publicatom.ru/blog/Belnpp/14111.htmlexternal link, opens in a new tab. Фонтан, открытый ещё в 1964 году, претерпел две реконструкции, полностью изменивших его облик. Но турбинисты продолжают осуществлять шефство над ним.
Памятник первостроителям Заречного. Самая первая группа строителей – свыше 750 человек – прибыла на сооружение города и станции в сентябре 1955 года из Украины (Житомирская, Полтавская, Днепропетровская области). Сначала памятник хотели поставить там, где был развёрнут их первый палаточный лагерь. Но то место теперь оказалось на отшибе, на окраине города, поэтому памятник соорудили на главной площади.
Далее, вдоль дороги на Белоярскую АЭС, школьники увидели рябиновую аллею: идею её создания предложил главный инженер Борис Иванов, 700 саженцев собирали из питомников всего Урала, а посадкой занимались все сотрудники Белоярской АЭС, включая директора, в нерабочее время.
Объезд периметра энергоблоков Белоярской АЭС, Института реакторных материалов, филиала Института экологии растений и животных обогатил детей знаниями об этих объектах. И вот – остановка у энергоблока № 4 с реактором БН-800, готовящегося к энергетическому пуску. Темами беседы стали непростая история сооружения этого энергоблока на стыке двух веков и двух государств (СССР и России) http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13938.htmlexternal link, opens in a new tab, его конструкционные особенности, аспекты безопасности и надёжности, значение для нашей страны и всего мира в формировании замкнутого ядерно-топливного цикла.
Выездные «Уроки по атомной энергетике» помогли школьникам понять неразрывную связь родного города и атомной станции, их совместное поступательное развитие и грядущие перспективы.