По прогнозу ГК «Росатом», по итогам 2015 года степень достижения ее основных целей составит 108,5%. Этого удалось добиться, несмотря на сокращение общего финансирования программы на 8,4 млрд рублей (общий объем 131,8 млрд рублей).
«Тема работы с советским наследием в области ядерной и радиационной безопасности уже давно не на слуху, она ушла на периферию общественного внимания, — отметил глава общероссийской общественной экологической организации «Подорожник» Юрий Раптанов. — И все потому, что работа по реализации ФЦП-1 ведется уже не первый год. Хотя специалистам ее результаты сложно не заметить».
«Так, существенно снижена заполненность хранилищ с отработавшим ядерным топливом при атомных станциях, которые работают на реакторах типа РБМК, — пояснил эксперт. — Напомню, что там это все добро копилось несколько десятилетий, поэтому очень важно, что начата работа по их разгрузке, для чего создано новое «сухое» хранилище на базе Горно-химического комбината в Красноярском крае. Ведутся не менее важные работы по очистке озера Карачай в Челябинской области и Теченского каскада водоемов. У нас, экологов, это вызывало в свое время сильнейшую озабоченность. Если не ошибаюсь, в рамках ФЦП ЯРБ-1 проведено около 200 мероприятий с целью усилить контроль над ядерными объектами и увеличить безопасность граждан и территорий».
«В последнее время Росатом работает не только с точки зрения информирования населения, но и в плане снижения коррупционности в своих рядах. Это особенно заметно на итогах ФЦП ЯРБ-1, в ходе которой удалось избежать коррупционных скандалов, — подчеркнул Раптанов. — А ведь они при реализации разного рода федеральных целевых программ случаются довольно регулярно. Средства, выделенные на эту ФЦП, доходили до адресата и использовались по назначению в полной мере, а это более 130 млрд рублей. На этом примере люди видят, что есть направления, в которых средства используются не для обогащения отдельных лиц, а во благо всего общества в целом. Это выгодно и для Росатома, ведь доверие возрастает. А без него сейчас даже такой большой госкорпорации не обойтись».
«Кстати, закупки материалов и оборудования по этой ФЦП проходили совершенно открыто — в режиме тендерных конкурсов. Такая прозрачность стимулировала доверие к Росатому, что, согласитесь, еще один плюс от реализации ФЦП для госкорпорации, — считает глава общероссийской общественной экологической организации «Подорожник». — Росатом в свое время взял на себя ответственность за наследие советских времен в отрасли и с честью, я считаю, выполнил все взятые на себя обязательства. Причем останавливаться на достигнутом не собирается — работы будут продолжаться и в рамках ФЦП ЯРБ-2. В свое время на нашу страну, кстати, очень сильно давили соседи из Скандинавии как раз по теме наследия, в том числе утилизации атомных подводных лодок. Теперь такого повода для давления у них нет, работы шли выдающимися темпами и уже скоро закончатся. Такая обширная и плодотворная работа по теме ядерного наследия, я считаю, и стала причиной исчезновения ее из области непосредственного общественного внимания».