В Киргизии столкнулись с проблемой ликвидации радиоактивных автомобилей из Японии, попадающих в республику после крупнейшей в мировой практике аварии на АЭС «Фукусима-1», случившейся в 2011 году в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Несмотря на риск облучения, новые и подержанные машины, а так же автозапчасти из поражённых радиацией районов страны были всё же переправлены продавцами в ряд стран по действующим «белым» и «серым» контрактам. В числе импортёров опасных авто оказалась и Киргизия.
Опасаясь доставки заражённого груза, киргизские парламентарии инициировали закон о запрете на ввоз японских автомашин на некоторое время после катастрофы. Однако ни закон, ни хоть какие-то ограничения приняты в этом направлении не были. Поэтому радиоактивные машины сначала были доставлены из Японии в Китай, потом отправились по железной дороге через Казахстан в Киргизию, где были задержаны: радиационный фон автомобилей превышает допустимый в три раза. За несколько лет на железнодорожной станции «Аламедин» скопилось более 200 экземпляров опасного груза, содержащегося за «колючкой» под открытым небом. Пока же автомобили стоят на охраняемой территории практически бесхозными, они, несмотря на охрану, потихоньку лишаются фар и других запчастей, перепродаваемых на авторынки, где на их радиационный фон точно никто не смотрит. Исчезла и часть автомашин. Вероятно, их угонщиков и продавцов не беспокоит, что и они сами, и покупатели, приобретающие средство передвижения с радиационной начинкой, могут получить обострение хронических заболеваний и букет заболеваний онкологических.
Министерство иностранных дел Киргизии проводило переговоры с японской стороной, которая согласилась принять обратно и утилизировать опасный для жизни транспорт. Однако Казахстан и Китай отказались дать разрешение на провоз радиоактивных автомобилей через их территорию. Что и побудило киргизских чиновников принять соломоново решение: поскольку технически все авто исправны и имеют малый пробег, их надо просто… дезактивировать и оставить в стране. Примечательно, что расхищение запчастей и автомобилей ими не признаётся.
- Мы в своё время проводили соответствующие рейды, и никто радиоактивных запчастей не обнаружил. Были несколько случаев, когда обнаруживались радиоактивные автомобили, они были изъяты и возвращены на стоянку, - говорит Байгабыл Толонгутов, директор Центра государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности. – После очистки и решения комиссии все они могут быть переданы в соответствующие органы, где решат их дальнейшую судьбу: Таможенному комитету или правительству. Все автомобили будут абсолютно чистыми и безопасными!
Тем не менее, чтобы количество будущих «чистых и безопасных автомобилей» и таких же запчастей не пополнилось, уже принято решение о необходимости проверки всех грузов из Японии на предмет сертификата о радиационной безопасности.