Ранее СМИ уже сообщали, что на знаменитом заводе "Атоммаш" в Волгодонске был изготовлен корпус реактора - один из важнейших агрегатов Белорусской АЭС. 14 октября прошлого года на предприятии прошел торжественный митинг с участием представителей белорусского Минэнерго, после чего изделие отправилось в долгий путь.
Ему предстоит с абсолютной надежностью все 100 лет обращать на пользу людям ядерную мощь. Отсюда - величайшая осторожность, с которой шла доставка массивного груза весом 350 тонн и длиной 13 метров. Хотя его толстенная оболочка способна выдержать удар противотанкового снаряда, ни малейшего удара случиться в дороге не должно.
Сначала со скоростью пешехода на многоосном самодвижущемся шасси изделие доставили на заводской причал Цимлянского водохранилища, где погрузили на баржу. До Великого Новгорода груз передвигался по рекам. Затем корпус перевозили, причем, только в дневное время, по железной дороге на специальном транспортере, единственном в бывшем СССР. В итоге корпус прибыл на конечную станцию Бобровники вблизи строящейся АЭС.
Корпус еще предстоит тщательно исследовать специалистам, должна состояться официальная приемка. Монтаж запланирован на вторую половину лета.
Главный инженер АЭС Анатолий Бондарь рассказал, что АО "АЭМ-технологии", в составе которого "Атоммаш", изготовит более 50 видов оборудования. Уже доставлены два из четырех парогенераторов первого энергоблока - это массивные изделия весом около 330 тонн каждое. Готовится к отправке третий. Всего до 2018 года будет отгружено свыше 4 тысяч тонн оборудования. А уже в этом году начнется монтаж основного энергетического оборудования.
Замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк заверил, что работы на БелАЭС идут по графику, соответственно, монтаж основного оборудования должен быть проведен в установленные сроки. Оно для первого энергоблока поступит на АЭС в этом году. На февраль - сентябрь намечена доставка главных циркуляционных насосов. Кроме того, в 2016 году планируется получить дизель-генераторы, необходимые для обеспечения высокой безопасности энергоблоков станции, транспортный шлюз. Ожидается также поставка автоматизированной системы управления технологическими процессами. В 2016 году начнут поступать узлы и агрегаты второго энергоблока.
За всем этим - огромные финансовые потоки. Ведь стоимость основного энергетического оборудования АЭС оценивается приблизительно в 3 миллиарда долларов. Помог российский кредит, покрывающий до 90 процентов стоимости АЭС. Очень важно грамотно распорядиться этими средствами. Анатолий Бондарь сообщил, что практически все оборудование длительного цикла изготовления заказано. К его производству активно подключилась и белорусская промышленность, взяв на себя 7,5 процента общего объема узлов и агрегатов.
Словом, делается все возможное, чтобы Белорусская АЭС вступила в строй строго по плану. Первый энергоблок - в ноябре 2018 года, второй - в июле 2020-го, сообщил Анатолий Бондарь.
- Сейчас работы одновременно ведутся в зданиях реакторов первого и второго энергоблоков, турбинных отделениях, так что разница между вводом первого и второго энергоблоков может сократиться - такая ситуация наблюдалась и на зарубежных атомных станциях российского дизайна. И в предыдущие годы параллельно велось сооружение двух энергоблоков станции. Кроме того, построены здания учебно-тренировочного центра и пожарное депо. Работы продолжаются на резервных дизельных электростанциях, градирнях, в административно-бытовом корпусе.
К примеру, учебно-тренировочный центр на днях начал действовать. Хотя и в тестовом режиме, но это не помешает знакомить будущих специалистов АЭС с ее особенностями. Здесь установлен полномасштабный тренажер, полностью имитирующий пульт управления энергоблоком. К слову, тоже российского производства.
В целом же на главной строительной площадке Союзного государства одновременно возводятся 102 объекта! Представьте, как непросто координировать деятельность этого многопланового хозяйства. Тем более что трудятся организации двух стран. Но строители Беларуси, выполняющие 83 процента работ, и их российские коллеги, на которых выпадают самые ответственные операции, отлично понимают друг друга. Сейчас в числе главных задач - своевременно возвести защитные оболочки, чтобы начать монтаж реакторной установки. Параллельно идут переговоры о поставках ядерного топлива для Белорусской АЭС российской компанией "ТВЭЛ", как и предусмотрено контрактом на сооружение АЭС.