Росатом вновь объявил конкурс на утилизацию крупнейшего в России атомного разведывательного корабля "Урал", из текста которого становиться понятно, почему с 2014 года не находится желающих получить миллиардный контракт.
Согласно техническому заданию, потенциальный победитель конкурса окажется вместе с "Уралом" в практически безвыходной ситуации. Дальневосточный завод "Звезда", где начиналась утилизация корабля, не способен поднять его на стапель для разделки - массогабаритные характеристики "Урала" превышают возможности верфи. Одновременно с этим увести его на другое предприятие не получится, так как уже проведенный демонтаж корпусных конструкций и оборудования "отрицательно влияет на безопасность буксировки корабля морем".
В качестве решения Росатом предлагает совместно с конструкторским бюро, где разрабатывали "Урал" (ЦКБ "Айсберг"), подготовить проект и провести отдельные подготовительные мероприятия к буксировке. Однако и перевод на другую верфь не решит всех проблем с крупнейшим атомным разведчиком. "В Тихоокеанском регионе России отсутствуют подъёмные краны грузоподъёмностью более 1500 тонн, в результате чего при утилизации корабля проекта 1941 не обеспечивается выгрузка блоков атомных паро-производящих установок в сборе", - сообщается в тексте документа. Радиоактивное оборудование из корпуса придется вырезать и упаковывать в "защитные комплекты".
"Аналогичные работы в Дальневосточном регионе ранее не выполнялись, а утилизация надводного корабля с ядерной энергетической установкой выполняется впервые", - подчеркивается в техническом задании.
Большой атомный разведывательный корабль "Урал", являвшийся самым большим в СССР и России надводным кораблем с ядерной энергетической установкой, был выведен из эксплуатации в 2002 году. В 2008 году он был передан гражданскому экипажу завода "Звезда" для утилизации, которая началась в тот же год с расчетным сроком выполнения работ в два года. В Росатоме уточняют, что "в связи с оптимизацией федерального бюджета в 2009 году и сокращением ассигнований, работы по его утилизации в 2009-2012 годах были прекращены, за исключением работ по выгрузке отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и по обеспечению взрывопожаробезопасности и непотопляемости корабля". В ноябре-декабре 2009 года ОЯТ из реакторов корабля выгружено и вывезено на переработку. В мае 2014 года "Росатом" объявил первый конкурс на утилизацию корабля.