В начале 2016 года из тендера на утилизацию атомного разведывательного корабля "Урал" стало известно, что его победитель мог оказаться в практически безвыходной ситуации. На "Звезде", где стоял атомоход, не было мощностей для подъема столь крупного корабля на стапель, а буксировка на другую верфь была небезопасна из-за уже проведенных работ по демонтажу корпусных конструкций. Спустя год по запросу FlotProm Росатом рассказал, как 30-й судоремонтный завод, получивший миллиардный контракт, преодолел эти трудности.
В прошлом году "Урал" был отбуксирован с дальневосточного предприятия "Звезда", где начиналась утилизация корабля, к месту выполнения дальнейших работ на соседнем 30 Судоремонтном заводе.
"В 2016 году исполнителем (АО "30 СРЗ") в установленные сроки были выполнены следующие работы: разработан проект буксировки (перевода) корабля к месту выполнения работ; доработана технологическая документация для выполнения работ по утилизации корабля; подготовлен и переведен БАРзК "Урал" к месту выполнения работ по выгрузке оборудования АППУ (атомная паро-производящая установка - ред.) и дальнейшей утилизации корабля",
- сообщили FlotProm в департаменте коммуникаций Росатома.
Еще одной трудностью в технической документации тендера на утилизацию корабля называлось отсутствие в Тихоокеанском регионе подъёмных кранов грузоподъёмностью более 1500 тонн. По этой причине представлялась невозможной выгрузка блоков атомных паро-производящих установок корабля.
Доработка 30 СРЗ технологической документации и ее адаптация к имеющимся в регионе производственным мощностям судоремонтных предприятий Минобороны и содействующей "Роснефти" позволит выполнить работы в срок, сообщили в пресс-службе "Росатома". Согласно техническому заданию, работы должны завершиться в 2019 году.
"Для извлечения радиоактивного оборудования были изготовлены комплекты защитные упаковок для реакторов и фильтров первого контура, транспортные 20-ти футовые контейнеры для размещения парогенераторов, спецоборудования для обращения с ними и контейнеры для размещения ТРО (твердых радиоактивных отходов - ред.)",
- добавили в Росатоме.
Построенный на Балтийском заводе и введенный в эксплуатацию накануне распада СССР в 1989 году большой атомный разведывательный корабль (БАРзК) "Урал" успел осуществить всего один переход - при перебазировании с Петербурга на Дальний Восток. До 2002 года стоял в ЗАТО Фокино, после чего выведен из эксплуатации.
В 2008 году корабль был направлен на завод "Звезда" для утилизации, а в конце 2009 года с "Урала" было выгружено и вывезено на переработку отработанное ядерное топливо. После этого утилизация корабля была на какое-то время заморожена.
Согласно данным сервиса "Коммерсантъ Картотека" уставной капитал 30 СРЗ составляет 176 млн рублей, единственный собственник предприятия - Минобороны. Управляющей компанией завода выступает Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), который входит в Объединенную судостроительную корпорацию.