Северный флот готовится к очередной проверке боеготовности ядерных сил сдерживания. Выхода в море ожидают два новейших стратегических ракетоносца 955-го проекта «Юрий Долгорукий» и «Владимир Мономах». Одному из них предстоит произвести залповый пуск межконтинентальных баллистических ракет «Булава». В конце прошлого года «Владимир Мономах» не выполнил задачи. Выпущенные по полигону Кура на Камчатке две стратегические ракеты поставленной цели не достигли.
Лодки 955-го проекта типа «Борей» — будущее нашего флота. Основной элемент морской составляющей ядерной триады. В перспективе восемь таких субмарин заменят собой корабли предыдущего поколения — проекта 667 БДРМ типа «Дельфин». Залповые испытания — ключевой момент боеготовности морских стратегических ядерных сил. Каждое из них — подтверждение способности атомного подводного крейсера к запуску 16 межконтинентальных ракет с глубины 50 м прямо на ходу при волнении моря 6–7 баллов. То есть возможность выполнения своей прямой миссии в системе ядерного сдерживания — в случае возникновения ядерной войны нанести ответно-встречный ядерный удар по противнику.
С советских времен таких пусков было всего три. Все эти операции носили кодовое название «Бегемот». Последний раз такая стрельба проводилась атомным подводным крейсером 667 БДРМ типа «Дельфин», носящим имя К-407 «Новомосковск», под командованием капитана 2-го ранга Сергея Егорова в августе 1991 года. Тогда ракетоносец всего за 1,5 минуты полностью выпустил весь боезапас баллистических ракет РСМ-54 «Скиф», которые в назначенное время поразили условные цели на полигоне Кура на Камчатке.
Залповый пуск — единственная форма фактической проверки боеготовности ракетоносца. Испытание ракет морского базирования в боевых условиях в отличие от одиночного пуска требует специальной выучки и квалификации экипажа. Главная опасность — это поступление забортной воды, заполняющей пустеющие после выхода ракет шахты. «Скиф» весит 40 т. Фактически за полторы минуты «Новомосковск» принял в себя 640 т воды. Из-за чего он провалился с глубины 50 м до 100 м. Экипаж лодки не только компенсировал это «падение», но и не дал лодке накрениться на нос или корму, из-за чего пуски последующих ракет были бы невозможны. При этом всё происходило в процессе движения лодки. За проведение испытаний Сергей Егоров был представлен к званию Героя Советского Союза, но награду не получил. В Москве произошел путч, на Северном флоте сменился командующий, и Егоров был награжден только орденом Красной Звезды с присвоением звания капитана 1-го ранга.
Залповый пуск, произведенный АПЛ «Новомосковск», остается по настоящее время непревзойденным мировым военно-техническим рекордом. Максимальный залп, осуществленный американцами, был произведен с борта АПЛ «Огайо» четырьмя ракетами «Трайдент-2».
В 2011 году «Бегемот» отработал новейший крейсер 955-го проекта «Юрий Долгорукий». Лодка вышла с полным боекомплектом баллистических ракет «Булава». Но произвела пуск всего двух из них. Как объяснили «Известиям» в Минобороны, принципиальным было не то, что надо выпустить весь боекомплект, а именно «неизвестность» для экипажа, промышленности, какие именно из 16 ракет субмарины получат приказ на боевое применение. Этим залпом была прервана цепочка неудач, связанных с испытаниями новой морской баллистической ракеты. Из 24 пусков только 15 были признаны успешными.
В конце прошлого года экзамен на профпригодность должен был сдавать «Владимир Мономах». По данным «Известий», корабль произвел двухракетный залп из подводного положения. Однако результаты стрельбы оказались далеки от идеальных: одна из ракет самоликвидировалась, вторая достигла полигона Кура, но не «сдала зачет» по точности. В результате разбора «полетов» весь оставшийся боекомплект крейсера был отправлен в Воткинск на завод-изготовитель для выяснения причин произошедшего. Как впоследствии выяснила Госкомиссия, причиной неудачи стал производственный брак. К кораблям и их системам пуска ракет у военных вопросов не возникло.
— Во время испытаний РСМ-54 «Скиф» было произведено 38 пусков — 32 из них оказались неудачными, — прокомментировал ситуацию для «Известий» бывший начальник вооружений Минобороны Анатолий Ситнов. — Морские стратегические системы очень сложные. Это и минометный старт из пусковой установки, и включение маршевого двигателя над водой, и еще целый ряд факторов, влияющих на успех. «Булава» — ракета 5-го поколения. Очень сложная, многофункциональная, унифицированная по основным системам с другими нашими стратегическим комплексами, межвидовая. И нет ничего выходящего за рамки обычного в том, что ее испытания идут с определенными сложностями.
В ходе предстоящего выхода экзаменовать в первую очередь также будут ракеты. Именно по этой причине командование ВМФ не может с точностью сказать, какой именно из ракетоносцев выйдет на зачетные стрельбы — «Юрий Долгорукий» или «Владимир Мономах». По данным источника в штабе флота, подлодка для пуска будет выбрана в зависимости «от планов боевой подготовки флота и от технической готовности корабля».