Совет безопасности России обсудил в пятницу политику в области обеспечения ядерной, радиационной, химической и биологической безопасности. Как заявил, открывая заседание, Владимир Путин, в современном мире существует немало техногенных угроз – достаточно вспомнить трагедию на японской АЭС «Фукусима» в марте 2011 г., недавнюю трагедию в Китае, где пожар на складах высокотоксичных и взрывчатых веществ привел к гибели более 100 человек и ущербу в $1 млрд, или лихорадку Эбола. В связи с этим президент предложил «надежно защитить Россию, наших граждан от подобных угроз» и призвал оценить адекватность документов о противодействии таким угрозам. Следует также разработать современные средства защиты и «провести инвентаризацию индивидуальных средств защиты граждан, определить, какие из них морально и технически устарели, и выработать меры по восполнению запасов таких средств за счет современных образцов», сказал Путин.
В тот же день российские Вооруженные силы провели масштабную тренировку системы управления стратегическими силами – первую с мая 2014 г. В рамках этой тренировки, по сообщению Минобороны, с атомных подлодок Северного и Тихоокеанского флотов были запущены межконтинентальные баллистические ракеты типа Р-29, а расчет Ракетных войск стратегического назначения произвел с полигона Плесецк пуск межконтинентальной ракеты «Тополь». Кроме того, со стратегического бомбардировщика Ту-160 были запущены стратегические крылатые ракеты, с полигона Капустин Яр – тактическая ракета комплекса «Искандер», а с борта малого ракетного корабля «Великий Устюг» – крылатая ракета «Калибр» (такими ракетами в начале октября были обстреляны цели террористических группировок в Сирии).
Обсуждение вопросов, которые прямо касаются не только техногенных катастроф, но и защиты от оружия массового поражения, одновременно с тренировкой системы управления ядерными силами вряд ли случайно, считает полковник запаса Виктор Мураховский. Более того, впервые в ходе такой тренировки (они бывали и ранее) продемонстрированы запуски всех типов носителей ядерного оружия – от тактического (крылатые ракеты комплекса «Искандер») и оперативно-тактического (ракеты «Калибр») до стратегического (межконтинентальные ракеты атомных подлодок, межконтинентальные ракеты наземного базирования и крылатые ракеты стратегических бомбардировщиков). Очевидно, такие действия направлены на демонстрацию работоспособности системы управления стратегическим потенциалом в условиях разногласий с западными «партнерами» и рядом ближневосточных стран в отношении Украины и Сирии, допускает эксперт.