Оборонная судоверфь "Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске в этом году выгрузит за счет средств Италии отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с выведенного из эксплуатации одного из крупнейших боевых кораблей отечественного надводного флота - тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРК) "Киров". Об этом в пятницу сообщил корреспонденту ТАСС официальный представитель завода Евгений Гладышев.
"Звездочка" до конца года произведет выгрузку ОЯТ из реакторов атомного крейсера, который ранее именовался "Киров", затем "Адмирал Ушаков", а сейчас проходит под номером 090",
- сказал Гладышев. Он уточнил, что
"завод подписал два контракта, по которым подготовку к выгрузке финансирует "Росатом", а непосредственно работы по разгрузке реакторов - Италия".
Суммы контрактов не называются.
"Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега" (Северодвинск) разрабатывает проект утилизации корпуса корабля. Когда этот проект будет готов, "Росатом" объявит конкурс на производство работ по разделке крейсера",
- пояснил представитель "Звездочки".
9 октября 2015 года в госкорпорации "Росатом" был подписан международный контракт на выгрузку ОЯТ из реакторов списанного ТАКР "Киров". Он заключен в рамках соглашения между правительствами РФ и Италии о сотрудничестве в области утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ, и безопасности обращения с радиоактивными отходами и ОЯТ от 5 ноября 2003 года.
Крейсер поступил на "Звездочку" в 1997 году для ремонта. Однако работы по восстановлению корабля так и не начались, он был выведен из боевого состава ВМФ и до сих пор стоит на верфи у причала. Его реакторы заглушены, вся забортная арматура загерметизирована, живучесть корабля поддерживает сокращенный экипаж Северного флота. С постройки в 1980 году из реакторов крейсера не выгружалось ядерное топливо. По экспертным оценкам, утилизация ТАКР обойдется примерно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подлодки, поскольку технологии и опыта утилизации подобных судов в России еще нет.
ТАРК "Адмирал Ушаков", до мая 1992 года - "Киров", был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1980 году. С 1990 года корабль нуждался в ремонте и в морских походах не участвовал. По данным из открытых источников, крейсер проекта 1144 "Орлан" имеет длину 251 м, водоизмещение - 24,5 тысяч тонн, энергетическая установка - два ядерных реактора общей мощностью 600 МВт. Всего было построено четыре корабля этого проекта. В боевом составе остались только два из них - "Адмирал Нахимов" 1989 года постройки, который с 1999 года находится в ремонте на северодвинской верфи "Севмаш" в Северодвинске и "Петр Великий" - флагман Северного флота, построенный в 1996 году.