30 лет назад, 26 апреля 1986 года, взорвался четвертый реактор Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). Сейчас, спустя 30 лет после трагедии, внимание политиков, экологов и инженеров приковано к беспрецедентному по своим масштабам строительному проекту - возведению вместо объекта "Укрытия" Нового безопасного конфайнмента (НБК), который на следующие сто лет должен решить проблему радиационной безопасности вокруг разрушенного 4-го реактора. Средства на этот проект, который должен завершиться в 2017 году, собирали всем миром.
Тем временем в тени остается другая труднейшая задача, с которой Украина оказалась один на один. Вывод ЧАЭС из эксплуатации - сложный и затратный процесс. Его общая стоимость оценивается в четыре миллиарда долларов. Впрочем, из-за недостаточного финансирования процесс затягивается.
"Мы получили в прошлом году из госбюджета более 700 миллионов гривен (27,5 миллионов евро в пересчете). Ежегодно нам дают примерно 60 процентов средств, которые мы просим для того, чтобы в соответствии с графиком проводить работы по выводу из эксплуатации",
- сообщил DW руководитель службы стратегического планирования Чернобыльской АЭС Виктор Кучинский.
Он, как один из самых опытных специалистов на станции, руководит процессом вывода ее из эксплуатации. В условиях хронической нехватки средств удается выполнять график работ на более чем на 80 процентов и полностью обеспечивать безопасность для населения, уверяет Кучинский.
Последний - третий - энергоблок ЧАЭС перестал производить электроэнергию еще в декабре 2000 года. Прошло более 15 лет, прежде чем специалисты завершили изъятие отработанного ядерного топлива из всех энергоблоков станции. "Остались только несколько десятков сборок, мы выгрузим их в первой половине этого года", - рассказывает Кучинский. По его словам, речь идет о поврежденных сборках, для извлечения которых пришлось искать особое техническое решение и разрабатывать отдельную технологию.
Следующий этап - консервация
Теперь атомная станция, наконец, переходит к основной стадии выводы ее из эксплуатации. С завершением извлечения топлива энергоблоки потеряют статус ядерных установок и будут признаны объектами, предназначенными для обращения с радиоактивными отходами. "В прошлом году мы получили от государственных регулирующих органов разрешение на начало основного этапа вывода станции из эксплуатации. Он называется "этап окончательного закрытия и консервации", - объясняет Виктор Кучинский.
Главная задача этого этапа - надежно законсервировать первый, второй и третий реакторы с самым загрязненным оборудованием. Этот этап, однако, затянется на более чем на десять лет. Тому есть ряд причин, недостаток средств - не единственная. Есть еще немало технических проблем.
Одна из них характерна именно для реакторов типа РБМК: это обращение с графитовой кладкой активной зоны реактора. Ученые до сих пор не нашли способ безопасного извлечения графита из реактора. "Мы надеемся, что до 2045 года, когда планируется начать демонтаж реакторов, будет найдена технология обращения с графитом", - сообщил DW заместитель генерального директора ЧАЭС Валерий Сейда.
Виктор Кучинский добавляет, что еще одной ключевой проблемой, которая значительно влияет на продолжительность процесса вывода из эксплуатации, является отсутствие необходимой инфраструктуры, в частности, безопасных временных и постоянных хранилищ для ядерного топлива и радиоактивных отходов.
"Cухое" хранилище должны были построить в 2004 году
Отработанное топливо из реакторов ЧАЭС было доставлено в построенное еще в советское время хранилище "мокрого" типа. Здесь хранятся несколько десятков тысяч тепловыделяющих сборок. "Вода, в которой находятся топливные сборки, является замедлителем нейтронов. Сборки расположены на безопасном расстоянии друг от друга. Но в случае, например, землетрясения, могут быть проблемы. Поэтому во всем мире переходят на "сухое" хранение отработанного топлива", - пояснил Валерий Сейда.
"Сухое" хранилище возле ЧАЭС планировалось построить еще в 2004 году. Однако контракт с французской компанией-подрядчиком был расторгнут из-за невыполнения ею условий и несоответствия предлагаемой технологии требованиям безопасности. Достраивать объект поручено американской компании Holtek.
Львиную долю затрат на строительство финансируют международные доноры. Работы ранее обещали завершить к 2015 году. Однако недавно дату ввода в эксплуатацию снова перенесли - на конец 2016 года. По оптимистическому сценарию, все топливо из "мокрого" в более надежное "сухое" хранилище будет перевезено не ранее, чем через десять лет.
Завершать процесс вывода станции из эксплуатации будут уже следующие поколения специалистов. Согласно графику, это должно произойти в 2064 году. До тех пор реакторы будут находиться в законсервированном виде, пока не снизится их радиоактивность. Таким образом, закрытие станции займет втрое больше времени, чем она была в эксплуатации.
На ЧАЭС до сих пор работает более двух тысяч человек. Это в три раза меньше, чем двадцать лет назад. Но это все равно немало для станции, которая уже более 15 лет не производит электроэнергию. Резкого сокращения персонала в ближайшие годы не ожидается - работы впереди еще очень много.
Через 10-12 лет, когда, как планируется, ЧАЭС будет переведена в режим длительной консервации, нужно будет начинать параллельно другие работы. А именно: создание безопасных хранилищ, в которых впоследствии будет размещено использованное оборудование станции. Но все эти работы можно будет произвести только при одном условии: если за период консервации удастся аккумулировать достаточные средства на затратный процесс демонтажа блоков.