Отказ Швейцарии от атомной энергетики создаёт проблемы для энергетической безопасности страны. Такие выводы содержатся в докладе Международного энергетического агентства (IEA) под названием «Энергетическая политика стран IEA: Швейцария в 2018 году», опубликованном 8 октября.
В докладе отмечаются успехи Швейцарии в области политики энергоэффективности: потребление энергии в стране в настоящее время осталось на том же уровне, что и в 2000 году, хотя за этот период население выросло на 15%, а промышленное производство - на 30%. В случае, если эти тенденции будут продолжаться, то в перспективе до 2030 года Швейцария будет в состоянии выполнять международные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.
При этом, однако, отмечается, что такие успешные показатели достигнуты за счёт преобладания в Швейцарии «безуглеродной» энергетики – в первую очередь гидроэнергетики и атомной генерации. Однако этот результат может оказаться под угрозой, если швейцарское правительство сохранит курс на поэтапный отказ от АЭС.
Напомним, новая энергетическая политика Швейцарии была принята в качестве реакции на аварию в Фукусиме в 2011 году. В мае 2011 года, через два месяца после аварии, была принята так называемая «Энергетическая стратегия-2050», предусматривающая поэтапный отказ от АЭС к 2029 году и повышение роли гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии.
Однако на референдуме, состоявшемся в конце ноября 2016 года, большинство швейцарцев (55,4%) проголосовали за продолжение сохранения атомной генерации. В то же время на повторном референдуме, прошедшем в мае 2017 года, за поддержку правительственных планов по закрытию АЭС проголосовали 58,5% участников референдума. Как отмечали эксперты в связи с результатами этих референдумов, по отношению к атомной энергетике общество разделено примерно на равные части и результаты голосования являются весьма неустойчивыми, что даёт шансы на пересмотр существующей правительственной политики.
Как отмечается в докладе IEA, при принятии «Энергетической стратегии-2050» швейцарские власти сами были вынуждены признать, что увеличение доли гидрогенерации и возобновляемых источников энергии вместо АЭС займёт достаточно длительный период времени, в течение которого Швейцария будет вынуждена увеличить использование ископаемых видов топлива (что приведёт к росту выбросов парниковых газов и нарушению установленных международных обязательств) и перейти от экспорта электроэнергии в другие страны Евросоюза, как сейчас, к её импорту. Последнее обстоятельство ставит под удар энергетическую безопасность Евросоюза и может привести к санкционным мерам.
В качестве компромиссного варианта решения этих проблем авторы доклада предлагают провести реформирование системы гидроэнергетики в Швейцарии с целью стимулирования строительства новых ГЭС, а также повышения налога на выбросы CO2. В то же время, учитывая отсутствие полной ясности в вопросе об отношении общества к развитию ядерной энергетики, говорить о полном и окончательном отказе Швейцарии от АЭС было бы пока преждевременно.