9 июня 2016

В Госдуме вернулись к реформе госкорпораций

Комитет Госдумы по вопросам собственности рекомендовал ко второму чтению законопроект, который вводит в законодательство новую организационно-правовую форму — публично-правовую компанию (№ 252441-6). Работу над законопроектом инициировал Дмитрий Медведев, когда еще был президентом России. Однако до сих пор работа над документом стояла. Сегодня ко второму чтению в него предложили внести поправки, устанавливающие приоритет закона над Гражданским кодексом (ГК) и исключающие банкротство публично-правовых компаний.

Работа над законопроектом идет уже давно. Он был подготовлен во исполнение поручения Президента, данного еще в июле 2012 года. В Госдуму текст был внесен в апреле 2013 года и через месяц принят в первом чтении. Однако ко второму чтению документ подготовили только сейчас.

Законопроект — это рамочный закон, который будет регулировать порядок создания, деятельности, организации и ликвидации публично-правовых компаний. Документ относит их к унитарным некоммерческим организациям. Публично-правовые компании могут быть созданы либо на основании закона, либо указа Президента, а действовать — на основании решения, утвержденного Правительством. Это упрощает существующую практику учреждения подобных организаций: до настоящего времени это происходило только на основании закона.

Решение Правительства также будет определять цели деятельности компании, полномочия, место нахождения, порядок формирования органов, источники формирования имущества. Аналогичные сведения должны быть и в уставе компании, который утверждает Правительство. Также в законопроекте подробно определен перечень органов управления и контроля компаний — наблюдательного совета, правления, генерального директора, службы внутреннего аудита. Предусмотрено право требовать возмещения убытков, причинённых компании по вине ее органов управления. Такое требование может заявить орган исполнительной власти, указанный в решении о создании компании.

Ко второму чтению депутаты решили изложить в тексте порядок и критерии совершения крупных сделок и сделок заинтересованностью. Они аналогичны тем, которые сейчас есть в Законах об АО и ООО. В первоначальной версии законопроекта предполагалось, что эти вопросы будут регулировать решение о создании компании и ее устав.

Законопроект предполагает и внесение изменений в ГК. Во время подготовки текста шла речь о том, что правила специального закона о публично-правовых компаниях получат приоритет перед общими правилами ГК о юрлицах (см. здесь). В версии законопроекта, попавшей в Госдуму, эти положения отсутствовали, а в редакции второго чтения появились снова. Такая поправка предлагается в ст. 49 ГК о правоспособности юрлица. А в ст. 65 ГК о несостоятельности юрлиц появится уточнение, что публично-правовая компания не может быть признана банкротом.

Цель законопроекта — создать новый подход к созданию и деятельности существующих сейчас госкорпораций и госкомпаний. В пояснительной записке отмечается, что «применительно к юридическому оформлению их деятельности возникло значительное число как теоретических, так и практических вопросов». Кроме того, проверка Счетной палаты в 2009 году показала, что «отсутствие должного контроля за их деятельностью в ряде случаев приводит к неэффективному использованию переданного им госимущества». А Дмитрий Медведев в своем обращении к Федеральному собранию в 2009 году отметил, что «данная форма в современных условиях в целом бесперспективна».

После вступления закона в силу нынешние госкорпорации и госкомпании смогут преобразоваться в публично-правовые компании. Однако для Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, Ростеха, Росатома и Роскосмоса законопроект такую возможность исключает. В результате из действующих организаций законопроектом смогут воспользоваться только госкомпания «Росавтодор» и Фонд содействия реформированию ЖКХ.