На этой неделе за срок менее 24 часов Кения заключила сразу два соглашения о сотрудничестве в атомной сфере - с Россией и Южной Кореей.
Теперь в гонке за право построить первую в этой африканской стране атомную станцию принимают участие три страны - кроме двух названных, ещё и Китай. Претенденты идут к финишу грудь в грудь, считает "AFKInsider".
Три пакта
Первое из двух соглашений текущей недели было подписано в Москве 30 мая 2016 года во время форума "Атомэкспо 2016" - это меморандум о взаимопонимании.
С российской стороны документ подписал заместитель гендиректора ГК "Росатом" Николай Спасский, с кенийской - временный поверенный в делах Кении в Российской Федерации Хиллари Нгонди Кьенго.
Меморандум закладывает основу для сотрудничества двух стран в атомной области. Для определения совместных проектов будет создана рабочая группа.
Сутками позже и в тысячах миль от Москвы был подписан другой документ. В Найроби в присутствии президентов Кении и Южной Кореи главы энергетических ведомств двух стран договорились об атомном сотрудничестве.
Но первыми, кто договорился о сотрудничестве с кенийцами, стали всё-такикитайские атомщики. В сентябре 2015 года они подписали соответствующее соглашение с кенийцами, сторонами которого были китайская корпорация CGN и кенийская комиссия по атомной энергетике (KNEB). После чего появилась информация о том, что Кения не прочь заполучить себе проект "Hualong One".
Кенийские планы
Кения решительно настроена развивать атомную энергетику. Первый энергоблок с реактором мощностью порядка 1000 МВт(эл.) кенийцы хотели бы ввести в строй к 2025 году. За последующие восемь лет в стране должны появиться ещё 3000 МВт(эл.) атомных блоков.
Атомная строительство - составная часть действительно амбициозной для африканских масштабов программы наращивания генерации в Кении.
Для сравнения, сегодня Кения располагает всего 2298 МВт мощностей - гидро, геотермальных, тепловых и так далее. В 2033 году страна намерена иметь электроэнергетический парк на 19000 МВт - рост более чем в 8,5 раз.
Побороться есть за что, и Южная Корея уже сделала первый шаг в неформальном состязании за атомные заказы. Группа из 14 кенийских студентов проходит сейчас обучение в KINGS, специализированном учебном заведении для иностранных студентов и стажёров, действующем при корпорации KEPCO.
Российские намерения
Но и конкуренты не отстают. У "Росатома", например, планы не ограничиваются одной лишь Кенией.
Как заявил журналистам региональный президент "Русатом - Международная сеть" Виктор Поликарпов, отвечающий за регион Африки южнее Сахары, россияне интересуются сотрудничеством с Кенией, Ганой и Замбией, а с Нигерией уже подписано соглашение о строительстве АЭС.
"Мы хотим использовать ЮАР в качестве трамплина в остальную Африку. Мы планируем создать атомный кластер, группу компаний, которая будет сотрудничать с нами на континенте",
- заявил Поликарпов.
Продвижение россиян в энергетике Чёрного континента - тихое, но уверенное, отмечает "AFKInsider".
Так, издание обращает внимание на удачные действия российских энергетических компаний в Уганде, где россиянам достался выгодный контракт по строительству НПЗ. Оно напоминает также о планах по сооружению АЭС с российскими реакторами в Египте.