Система закупок дочерних акционерных обществ «Росатома», ориентированная на привлечение к поставкам на предприятия госкорпорации малого и среднего бизнеса, обнаружила перекосы. Об этом заявили участники форума поставщиков атомной отрасли «Атомэкс регион 2016» в свердловском Заречном. С одной стороны, как заявляют промышленники, переход ГК на категорированные закупки, предусматривающий приобретение одного или нескольких наименований товара для ряда предприятий единым лотом, вычеркнул из поставщиков ряд компаний. В такого рода закупки попали не только комплектующие и спецтехника, но и рядовые гражданские заказы, например, услуги клининга. С другой, в перечнях товаров, отданных на приобретение только у малых и средних предприятий, оказалась продукция, которую могут произвести лишь крупные заводы, что вызвало обоснованное возмущение компаний. Не вполне довольны системой и в «Росэнергоатоме», указывая на лазейки в условиях конкурсов, позволяющие недобросовестным участникам срывать торги, падая в цене с нескольких миллионов до одной копейки. В конце форума все признали, что диалог состоялся, но за результаты пока ответственности никто из корпорации на себя не взял.
Детально организацию и проведение закупок участники форума «Атомэкс регион 2016» обсудили сегодня с руководителями АО «Росэнергоатом» и его филиала Белоярской АЭС, АО «Атомкомплект». Как рассказал заместитель гендиректора энергоконцерна Владимир Серветник, введенная три года назад система категорированных закупок в 2016 году будет расширена. Ранее в систему закупок включались, прежде всего, оборудование и спецтехника. Так, например, турбины для атомщиков исторически поставлял харьковский «Турбоатом». Однако в связи с обострением внешнеполитических отношений с Украиной в «Росатоме» было принято решение локализовать выпуск аналогичной продукции на территории России.
Сегодня номенклатура разделена между несколькими предприятиями, у которых АЭС в настоящее время организованно заказывают необходимые изделия. На конкурсах их поставка оформляется для нескольких АЭС единым лотом, начальная цена которого нередко превышает 1 млрд рублей.
«Если бы каждая станция отдельно проводила закупки, потребовалось бы 228 процедур. Мы заказываем все через 7. Программа генерации каждой станции утверждается в Минэнерго. Часто нужно делать все в сжатые сроки»,
– объяснил причины увеличения числа категорированных закупок Владимир Серветник.
Кроме того, избранная предприятиями «Росатома» форма приобретения товаров и услуг позволила сэкономить за 2015 год 4,35 млрд рублей при общей сумме контрактов в 196,3 млрд рублей. Чтобы избежать появления на рынке поставщиков монополии, отметил Владимир Серветник, отдельные закупки разделены между несколькими участниками, подавшими наилучшие предложения на конкурсах. Например, комплектующие к активной зоне АЭС с реактором РМБК на общую сумму в 1,443 млрд рублей поставляют АО «Точмаш» (70%) и ФГУП «Приборостроительный завод» (30%).
«Это дает нам возможность в случае необходимости перекинуть заказ с одного предприятия на другое. Они знают об этом, следят друг за другом»,
– отметил Владимир Серветник.
В 2016 году общую сумму категорированных закупок «Росатома» планируется увеличить до 499,3 млрд рублей. При этом в них предполагается включить не только оборудование. В госкорпорации подготовлен приказ о включении в категорированные закупкитранспортных услуг на территории Москвы, услуг клининга, а также спецодежды и средств индивидуальной защиты. Перспектива потерять заказчиков с укрупнением общей суммы лота возмутила представителей малого и среднего бизнеса.
«При категорировании как малый бизнес будет участвовать при заявках от 100 млнрублей?» – задали риторический вопрос представители компании-поставщика спецодежды «УралСИС». Отчасти согласился с предпринимателями и заместитель директора Белоярской АЭС Андрей Кузнецов, отметив в беседе с «Правдой УрФО», что у малых фирм ту же спецодежду зачастую возможно приобрести дешевле, чем у крупных производителей.
Хотя следуя статистике «Росэнергоатома», если по отдельным категориям товаров поставки для малого бизнеса усложнялись, то в целом количество закупок у подобных предприятий расширяется. Так, Белоярская АЭС ставит задачу увеличить эту долю до 70%. По словам гендиректора «Атомкомплекса», малому бизнесу отдаются на конкурсах, в первую очередь, типовые работы и услуги с начальной стоимостью лота до 50 млнрублей. В случае начальной цены закупки от 50 до 100 млн рублей решение о допуске предприятий принимает покупатель. Однако и здесь поставщики как малого, так и крупного бизнеса усмотрели недостатки.
«Одно из требований к участникам конкурсов (для товаров 1-3 классов. – Прим. ред.) – наличие опыта поставок. Оно означает, что тот, кто поставлял, тот и будет поставлять. Мы имеем лицензию на строительство токопроводов для АЭС с 2014 года. Участвуем в конкурсах более чем на 10 млн рублей, но нас не учитывают из-за отсутствия опыта. Нужно ли оно вам, это требование?»
– обратился к представителям «Росэнергоатома» директор компании CuprAl Bridge Владимир Секретёв.
Представители концерна предложили промышленнику продвигать свою продукцию на конкурсах через контракты с иными участниками рынка, уже имеющими опыт, но не нашли понимания среди участников форума. «Это же повод для нарушений, в том числе коррупционных», – заявил Секретёв.
Атомщики недоработку признали и тут же получили пожелание изменить систему закупок в сторону крупного бизнеса. «Я посмотрел перечень закупок у м.с.п. на сайте «Росатома» – это выдержки из общесоюзного перечня. Жидкий аргон у вас покупают у малого бизнеса. Подумайте, как он туда попадает. Для его создания нужна воздухоразделительная установка, которая есть только у крупных предприятий. Я не знаю м.с.п., у которого есть воздухоразделительная установка», – рассказал один из участников.
При оговоренном подходе на конкурсах с высокой долей вероятности могли победить лишь небольшие фирмы-посредники. Однако представители других крупных предприятий нашли выход из этой ситуации, регистрируя в участниках конкурса свои филиалы. Впрочем, и к самим участникам конкурсов у атомщиков были претензии. Как рассказал Владимир Серветник, в ряде конкурсов участники умудрялись снижать цену с нескольких миллионов рублей до одной копейки. Не стала исключением в данном случае и Белоярская АЭС, где подобным результатом закончилось несколько конкурсов на закупку мазута.
«Это делают конкуренты, чтобы убрать из конкурса участников. В конкурсе участвовало 10 компаний, а залог внесли 8, и мы не знаем какие. Те компании, которые снижали цену, оказалось потом, что не внесли залог. Нам пришлось все заново проводить»,
– поделился Андрей Кузнецов.
Его замечания, как и других участников форума, заместитель главы «Росэнергоатома» учел, однако обещаний одномоментно исправить с трудом настроенную систему закупок госкорпорации давать не решился.