Великобритания до сих пор не определилась с выбором варианта утилизации накопленных запасов гражданского плутония.
Об этом заявила министр энергетики Соединённого королевства Андреа Лидсом (Andrea Leadsom) 14 июня на парламентских слушаниях.
Министр отметила, что у страны "недостаточное понимание" того, как можно было бы реализовать любой из трёх рассматриваемых вариантов.
В январе 2014 года британское управление по выводу из эксплуатации ядерных объектов (NDA) предположило, что в течение двух лет удастся сделать окончательный выбор между вариантами.
На тот момент, предпочтительным выглядела утилизация плутония в виде MOX-топлива в легководных реакторах. Два других варианта - использование плутония в качестве топлива в тяжёловодных реакторах канадского проекта EC6 и в быстрых натриевых реакторах PRISM.
Компания "General Electric" утверждает, что для лицензирования и ввода первого блока с PRISM на площадке "Селлафилд" потребуется от пяти до семи лет - конечно, в том случае, если PRISM будут выбраны для утилизации.
Для возможного строительства блоков с EC6 кандидатная площадка отсутствует. Также нет конкретных блоков для варианта с MOX-топливом для легководников.
В декабре 2015 года в британское управление энергетики и изменения климата (DECC) была передана новая редакция отчёта с предложениями по утилизации плутония. Отчёт не был опубликован, но, по имеющейся информации, в нём сохранены все три варианта и отсутствуют предложения по продвижению вперёд.
В то же время, Лидсом утверждает, что в число трёх рассматриваемых вариантов входит прямое захоронение плутония после иммобилизации. Непонятно, включён ли данный вариант в дополнение или вместо какого-либо из реакторных вариантов.
В целом, затягивание с выбором варианта может быть связано с медленными темпами реализации программы по строительству новых энергоблоков в королевстве.
Судя по всему, сказывается также и общий паралич британских властей, вызванный подготовкой и проведением референдума по выходу Великобритании из Евросоюза. Так, Лидсом и глава DECC Эмбер Радд (Amber Rudd) придерживаются противоположных взглядов на членство страны в ЕС, что мешает их совместной работе по важным вопросам энергетической политики.
Общие запасы гражданского плутония в Великобритании, по оценкам группы AREVA, составляли в 2015 году 130 тонн и продолжают увеличиваться по мере эксплуатации британских станций.