На фоне активизации российских разработок ядерной электродвигательной установки (ЯЭДУ) для космических аппаратов целый ряд стран выступил в ООН с предложением пересмотреть принципы, касающиеся использования ядерных источников в космосе. В ходе работы 59-й сессии Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (проходила в Вене в июне) США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Италия, Испания, Австралия, Бразилия, Канада и ряд других делегаций (всего 25 государств) выдвинули инициативу по принятию набора руководящих принципов в обеспечение «Долгосрочной устойчивости космической деятельности». В числе прочих идей они предложили пересмотреть принципы использования ядерных источников энергии в космическом пространстве.
«Некоторые делегации просили юридический подкомитет провести обзор рамок обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве и содействовать принятию имеющих обязательную силу стандартов с целью обеспечения ответственного использования ядерных источников энергии»,
— говорится в тексте доклада, опубликованного Генеральной ассамблеей ООН по итогам сессии.
Эта инициатива есть не что иное, как реакция на российский проект создания космического аппарата с ЯЭДУ к 2025 году. Ни одна другая страна сейчас не ведет разработок в этой области — в США проекты спутников с ядерными двигателями закрыли в 1994 году. В СССР опыты продолжались до 1989 года, было построено пять энергоустановок.
— В той рабочей группе, где обсуждалось использование ЯЭДУ в космосе, от России работали представители «Росатома», — рассказал «Известиям» один из членов российской делегации. — Они подготовили доклад о нашей программе создания ядерного двигателя с акцентом на то, что современные технологии позволяют обеспечить гораздо более высокий уровень безопасности, чем в прошлом веке. Пока эта тема будет обсуждаться в рамках рабочей группы, от лица стран-инициаторов могут быть представлены какие-то документы. Консультации экспертов рабочей группы намечены на сентябрь этого года. А в феврале следующего года в Вене будет проходить сессия научно-технического подкомитета по мирному использованию космического пространства. Там уже будет открытое и более широкое обсуждение вопроса использования ЯЭДУ.
В 2010 году в России работы по ЯЭДУ были возобновлены, поскольку вновь возникла тема полетов к Луне и Марсу. А ядерные установки производства электроэнергии считают основными перспективными источниками энергии в космосе при планировании масштабных межпланетных экспедиций. Энерговооруженность Международной космической станции — 110 киловатт — обеспечивается работой солнечных батарей площадью 17 на 70 м. Для реализации межпланетных пилотируемых миссий, например к Марсу, потребуется гораздо более серьезная энерговооруженность — одними солнечными батареями вопрос будет не решить. Обеспечить мегаваттные мощности в космосе в перспективе позволит ЯЭДУ, созданием которой сейчас занимаются предприятия «Росатома», действующий образец должен быть построен к 2018 году.
Головной организацией по созданию самой энергодвигательной установки является ФГУП «Центр Келдыша». Работы финансируются главным образом из бюджета Федеральной космической программы на 2016–2025 годы. Создание космического аппарата ЯЭДУ предусмотрено опытно-конструкторской работой «Нуклон» (бюджет 15,84 млрд рублей), ОКР «Источник» (6,18 млрд рублей), а также научно-исследовательской работой «Верификация» (300 млн рублей), НИР «Отработка» (400 млн рублей) и НИР «Ядро» (160 млн рублей). В рамках ОКР «Нуклон» предусмотрено создание космического аппарата-демонстратора с готовностью к летным испытаниям в 2025 году (операции по запуску и летной отработке проектом ФКП-25 не предусмотрены).
Обеспокоенность ряда стран российским ядерно-космическим проектом объяснима — в прежние годы испытания спутников с ЯЭДУ не всегда проходили штатно. В 1978 году советский спутник «Космос-954» вошел в атмосферу и развалился, разбросав тысячи радиоактивных осколков на территории в 100 тыс. кв. км в северо-западных районах Канады. Советский Союз тогда выплатил Канаде денежную компенсацию в объеме более $10 млн.
— Эта компенсация рассчитывалась по действовавшему уже тогда соглашению о возмещении ущерба в результате космической деятельности, — рассказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Если определенная группа стран хочет инициировать новое соглашение или модифицировать существующее, то этот процесс может затянуться на долгие годы.
Официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков заявил, что Россия строго придерживается международных соглашений по использованию ядерной энергии.
— Существующие сегодня международные регламенты, которые определяют принципы использования особо опасных веществ с точки зрения воздействия на людей и окружающую среду, достаточно четко проработаны и действуют, — говорит Буренков. — Россия со своей стороны подписала все необходимые международные соглашения. Одна из задач — сохранение международных договоренностей, которые продолжат обеспечивать стабильность этой системы.