Еще до окончания предварительного следствия по делу о хищениях на Атомной электростанции нанесенный государству ущерб был полностью возмещен. Речь идет почти о 2-х миллионах долларов (в драмовом, разумеется, эквиваленте), которые, по версии следствия, умудрилось прикарманить бывшее руководство АЭС.
Казну «атомки» «облегчали» вчетвером. Во главе квартета, как тому и следует быть, стоял гендиректор Г.Маркосян. Далее по иерархической лестнице - коммерческий директор Р.Мовсесян, заместитель по линии финансов и экономики М.Мовсисян и начальник подразделения по закупкам Э.Казарян. Согласно обвинительному заключению, этот квартет, создав организованную группу и использовав служебное положение, совершил «присвоение средств в крупном размере», а также «легализацию доходов, полученных преступным путем».
Первый звоночек, свидетельствующий о неблагополучии на станции, прозвенел еще в декабре прошлого года, когда гендиректор Гагик Маркосян подал в отставку. Официально говорилось о том, что он ушел «по собственному желанию». Но почти одновременно с новостью распространилась информация об аресте бывшего замдиректора по коммерческой части Рубика Мовсесяна. Последний был взят в рамках расследуемого в СНБ дела о хищениях в АЭС. (Отметим, что Рубик Мовсесян, по некоторым данным, занимается также алмазным бизнесом, его даже называют Бриллиант Рубик.) И только после этого стало ясно, что с коммерцией на АЭС отнюдь не все благополучно. Как оказалось, в рамках того же дела был арестован и Манук Арутюнян, которого уволили с работы еще летом прошлого года. Ну а в декабре распрощался с работой Мовсес Мовсисян.
Чуть позже стало известно, что уголовное дело, в которое все четверо были вовлечены в качестве обвиняемых, было возбуждено в результате прошедших на станции проверок. Толчком для этого, вероятнее всего, стал аудит, призванный выяснить, в каком состоянии нынче находится станция. Проверки были назначены после того, как в марте в правительстве была утверждена программа продления срока эксплуатации станции до 2026 года. Аудит выявил нарушения финансовой отчетности, а следствие выяснило, что со станции долгие годы утекали немалые деньги. Некоторые источники утверждают, что хищения продолжалось ни больше ни меньше 7 лет. Странно, правда, что в течение столь длительного времени никто и не заметил исчезновения сотен миллионов драмов.
Примечательно, что официальные источники не разъясняют, каким именно образом похищались средства, из какой «дыры» утекали деньги. Минэнергетики хранит по этому поводу каменное молчание. Это понять можно – ведь именно министерство и назначает начальство станции… Приходится довольствоваться “частными мнениями”. Так, в одном из интервью свое мнение представил эксперт по политике закупок антикоррупционного центра “Транспаренси интернейшнл” Артак Манукян. По его словам, злоупотребления на АЭС затрагивали суммы, предназначенные на ремонт и мероприятия по обеспечению безопасности станции. Кстати, они и составляют львиную долю бюджета «атомки». По словам эксперта, «испарившиеся» 783 млн драмов - это примерно 6% расходов АЭС. Артак Манукян считает, что надо распутать весь клубок и выявить полную сумму, похищенную в течение многих лет. Эксперт отмечает также тот факт, что выявленные злоупотребления свидетельствуют о наличии на АЭС серьезных упущений по части безопасности. Кстати, контроль должно было осуществлять все то же Министерство энергетики и природных ресурсов. Вчера это громкое дело было передано в суд.