В прошлом месяце КНР запустила свой 35-й по счету ядерный реактор, и теперь у Китая столько же работающих реакторов, сколько у России, сообщает Bloomberg, основываясь на данных МАГАТЭ.
Безусловным лидером по этому показателю являются США – у них 100 работающих ядерных реакторов. На втором месте Франция — 58 реакторов. На третьем Япония – 43 (включая остановленный реактор на АЭС "Фукусима"). Четвертое место делят Россия и Китай. Далее следуют Южная Корея, Индия и Канада.
КНР развивает атомную энергетику ускоренными темпами. По данным МАГАТЭ, только в этом году в стране запущено четыре ядерных реактора и идет строительство еще двадцати. К 2020 году страна уже будет конкурировать с Францией за второе место в мире.
Лукавство "валовой" статистики
Означает ли всё это, что Россия утрачивает свою роль одного из лидеров атомной энергетики, уступая бурно развивающемуся соседу? Ни в коем случае, считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев.
"Общее число работающих ядерных реакторов само по себе, без учета численности населения, экономического потенциала и доли, которую занимает "мирный атом" в общем национальном энергетическом балансе, не создает представления об уровне развития атомной энергетики. Так, население Китая почти на порядок больше, чем в России, а реакторов столько же",
— поясняет он.
Основной показатель развития атомной энергетики той или иной страны – её доля в энергетическом балансе. Он характеризует то, какая часть всей электроэнергии в стране вырабатывается исключительно на АЭС. Мировой лидер здесь – Франция, где он составляет около 76%. 100 реакторов в США покрывают меньше 20% энергетического рынка страны, и по этому показателю Соединенные Штаты находятся лишь на 15-м месте. Для сравнения: Венгрия, занимающая четвертое место, имеет всего одну атомную электростанцию (4 энергоблока), которая, однако, обеспечивает более половины энергетических потребностей этой страны.
Россия занимает в этом рейтинге 17-е место (около 19%), Китай замыкает тридцатку – на атомных электростанциях производится лишь 3% всей вырабатываемой в КНР электроэнергии.
"Таким образом, Россия значительно опережает Китай в развитии атомной энергетики, и КНР потребуется еще немало времени и средств, чтобы достичь уровня России", —
заключает Владимир Евсеев.
Плюсы и минусы
Ускоренные темпы, которыми Китай развивает свою атомную энергетику, могут иметь для России как отрицательные, так и положительные последствия, считает ведущий эксперт института "Центр развития" НИУ ВШЭ Сергей Пухов.
"С одной стороны, изменяется глобальный энергетический баланс. В Китае будет больше производиться электроэнергии, и, с учетом прогнозируемого развития энергомощностей в Азии, на Ближнем Востоке, спрос на неё на мировом рынке будет падать, что для России как поставщика электроэнергии, не слишком хорошо. Развитие именно атомной энергетики в Китае свидетельствует о его стремлении снизить зависимость от импорта энергоресурсов, что опять-таки не отвечает интересам России как ведущего поставщика углеводородного сырья в Китай",
— говорит эксперт.
Однако сам факт того, что Китай взял курс на развитие атомной энергетики, является, по мнению Сергея Пухова, положительным для России. После 2011 года, когда цунами обрушилось на японскую АЭС "Фукусима", в мире, особенно в Европе, возобладало негативное отношение к атомным электростанциям вообще.
Если Китай сумеет преломить эту тенденцию и в других странах вновь проснется интерес к атомной энергетике, то Россия от этого только выиграет, поскольку располагает уникальными технологиями и возможностями для строительства новых АЭС, которые вполне могут быть востребованы.
Такая перспектива выглядит реальной на фоне того, что, например, с западными партнерами по строительству новых АЭС у Пекина не всегда всё выходит гладко. Так, власти Великобритании на днях объявили об отсрочке принятия окончательного решения о проекте строительства АЭС "Хинкли-Пойнт" в КНР и отложили намеченную на 29 июля церемонию подписания соглашения о сотрудничестве с Китайской генеральной корпорацией атомной энергетики и Французской электроэнергетической компанией в строительстве этой электростанции. Об этом сообщил сайт газеты "Жэньминь жибао".
"Постепенно в мире растет осознание того, что новые АЭС, возводимые по современным технологиям, представляют намного меньшую опасность, чем станции, построенные десятилетия назад, особенно если они должным образом не модернизировались. Вторым обязательным условием для строительства новых атомных электростанций становится то, что они не должны находиться в опасных зонах природных катаклизмов и в нестабильных регионах планеты",
— говорит Сергей Пухов.
Кому выгодно?
Развитие атомной энергетики – очень разумное решение для Китая, считает Владимир Евсеев.
"Учитывая высокую плотность населения страны, использование тепловых электростанций, особенно работающих на угле, создает экологические проблемы. В этом плане эксплуатация АЭС в Китае имеет серьезные преимущества, включая низкую себестоимость электроэнергии",
— говорит он.
Конечно, возникают и проблемы, связанные с выводом реакторов, утилизацией отработанного ядерного топлива. Однако срок службы современного ядерного реактора достигает уже 50 лет, и это снижает их остроту.
"Мало того, по мере увеличения числа ядерных реакторов в КНР будет нарастать проблема утилизации плутония – как это происходит, например, в Японии. Самым оптимальным путем ее решения может быть строительство реакторов на быстрых нейтронах, где возможно использование плутония в качестве топлива. И здесь открываются возможности очень плодотворного сотрудничества с Россией, имеющей уникальный опыт строительства и эксплуатации подобных электростанций",
— утверждает Владимир Евсеев.
Наиболее выгодным развитие атомной энергетики в Китае может оказаться для Казахстана, у которого есть все шансы стать основным поставщиком уранового концентрата для китайских АЭС, добавляет эксперт. Кстати, в КНР казахстанский уран будет поступать на обогатительное предприятие, построенное Россией.