Сверхпроводящие опоры для российского кинетического накопителя энергии (КНЭ), созданные "НПЦ газотурбостроения "Салют" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) успешно прошли испытания, достигнув показателей на уровне лучших мировых аналогов, сообщил РИА Новости заместитель генерального директора-управляющий директор "Салюта" Виталий Клочков.
Работы по данной тематике ведутся в подмосковном филиале "Салюта" — Машиностроительном конструкторском бюро (МКБ) "Горизонт".
Кинетический накопитель энергии (КНЭ) — устройство для накопления и хранения энергии, преобразующее механическую энергию вращающегося маховика в электрическую энергию мотор-генератора. КНЭ может использоваться в качестве резервного источника питания различных объектов, в том числе стратегических. Для снижения потерь в режиме хранения энергии в КНЭ целесообразно применять бесконтактные подшипники, к которым относятся системы магнитного подвеса на основе высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП-опоры).
"В рамках проекта "Сверхпроводниковая индустрия" госкорпорации "Росатом" создан и испытан опытный образец кинетического накопителя энергии с запасенной энергией 5 мегаджоулей, в нем используются ВТСП-опоры, которые удерживают ротор весом более 600 килограммов",
— заявил Клочков.
По его словам, созданные "Салютом" опоры по характеристикам не уступают немецким аналогам.
"Есть проект КНЭ и у американской фирмы Boeing, характеристики их подвесов тоже близки к полученным нами",
— рассказал Клочков.
В будущем возможно создание таких сверхпроводящих опор с осевой нагрузкой в одну тонну, отметил начальник лаборатории отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МКБ "Горизонт" Василий Асеев.
"Каких-либо принципиальных препятствий для создания подобных опор нет. Вопрос в наличии заказчика, так как работы требуют финансирования, делать опоры с такой нагрузкой для чистой науки в настоящее время нереально",
— сказал РИА Новости Асеев.
"Салют" планирует развивать сотрудничество с Росатомом по сверхпроводящему направлению. "Пока мы участвовали только в создании магнитных подвесов на основе ВТСП для кинетического накопителя энергии. В настоящее время в Росатоме рассматривается проект по продолжению работ по программе "Сверхпроводниковая индустрия", где наше предприятие представлено в ряде направлений",
— сообщил Асеев.
Помимо работ в рамках программы Росатома по сверхпроводникам, "Горизонт" готов в перспективе участвовать в создании сверхпроводящих узлов для криогенного двигателя электрического самолета, если поступит соответствующий заказ.
"У "Горизонта" налажена кооперация с Московским авиационным институтом, где есть коллектив, имеющий огромные наработки по электрическим машинам со сверхпроводящими обмотками. "Горизонт", со своей стороны, имеет наработки по ВТСП-подвесам, так что если задача создания двигателей с применением сверхпроводящих узлов будет поставлена, мы готовы взяться за ее выполнение",
— отметил Асеев.
МКБ "Горизонт" (город Дзержинский Московской области) — филиал АО "Научно-производственный центр (НПЦ) газотурбостроения "Салют" (входит в ОДК).
Основные направления работы МКБ "Горизонт" связаны с созданием энергетических установок на базе авиационных газотурбинных двигателей, изготавливаемых "Салютом", и проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по усовершенствованию узлов этих изделий.