На ЮУАЭС ведутся активные работы по монтажу и наладке восстановленного автотрансформатора связи 330/150 кВ (1АТ). После ремонта на заводе-изготовителе - ПАО «Запорожтрансформатор» - на южно-украинскую площадку он был доставлен в сентябре. В соответствии с установленным графиком, 1АТ должен быть включен в работу в конце октября.
Автотрансформатор связи (тип АТДЦТН-250000/330/150У1) является одним из основных узловых элементов, обеспечивающих передачу выработанной электроэнергии от АЭС в сеть Южной энергосистемы и далее конечным потребителям. Выход его из строя повлек за собой необходимость задействования обходных связей, а также невозможность выполнения регламентных профилактических работ в энергосистеме. Поэтому восстановление работоспособности 1АТ играет важную роль для успешного прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок.
1АТ ЮУАЕС был поврежден в январе 2015 года в результате короткого замыкания, возникшего из-за внутреннего дефекта изоляции высоковольтного ввода производства Московского завода «Изолятор». После определения причины и масштабов повреждения было принято решение выполнить восстановительные работы на заводе-изготовителе. Так как Запорожский трансформаторный завод (ЗТЗ) – единственное в Украине предприятие, имеющее необходимую техническую базу для проведения такого рода работ, закупка услуг была выполнена по переговорной процедуре. В объем работ была включена установка дополнительной системы мониторинга контроля растворенных газов в масле автотрансформатора для отслеживания технического состояния оборудования в реальном времени, а также системы предотвращения взрыва и пожара на автотрансформаторе компании «SERGI» (Франция). Реализация дополнительных опций определила общую стоимость работ – 60 млн грн. Южно-украинские специалисты подчеркивают, что новый трансформатор аналогичной комплектации производства ЗТЗ стоит, минимум, на 10 млн грн дороже, поэтому восстановительный ремонт в данном случае был финансово оправдан.
Работы по восстановительному ремонту включали в себя полную разборку автотрансформатора и его дефектацию, замену всех поврежденных деталей, ремонт обмотки автотрансформатора и его сборку, замену трансформаторного масла и высоковольтных вводов и др. При этом современная европейская система предотвращения взрыва и пожара «SERGI» на автотрансформаторах Украины будет установлена впервые. Ее применение позволит избежать ситуации, возникшей на ЮУАЭС в январе 2015 года.
Масса восстановленного автотрансформатора – 180 тонн. На ЮУАЭС он был доставлен с помощью специальной железнодорожной платформы-транспортера. Еще 6 дополнительных платформ в железнодорожном составе были отведены под сопутствующее оборудование – емкости с трансформаторным маслом, высоковольтные вводы 330 и 150 кВ, составляющие элементы системы «SERGI» и др., - общий вес которого составил 120 тонн.
«В процессах монтажа, наладки и ввода в работу восстановленного автотрансформатора принимают участие специалисты подрядных организаций, а также электрического цеха нашего предприятия, - сообщает начальник отдела планирования и подготовки производства электроцеха ЮУАЭС Станислав Аман. - На сегодня выполнено более 50% от общего объема всех запланированных работ: 1АТ смонтирован на штатное место, идут процессы подключения системы охлаждения, монтажа системы «SERGI», а также вакуумировка и заливка масла, подключение и наладка устройств релейной защиты и др. Работы ведутся силами 6 бригад. Надзор и контроль осуществляют представители Запорожского трансформаторного завода совместно со специалистами Южно-Украинской АЭС. Монтаж и наладка идут в соответствии с разработанным графиком. Они должны быть завершены до конца текущего месяца».