Направлены в суд материалы скандального уголовного дела в отношении Ольги Никоновой — бывшего топ-менеджера АО ТВЭЛ, занимающегося производством реакторного топлива (тепловыделяющих элементов) и входящего в структуру госкорпорации "Росатом". Она обвиняется в хищении около 110 млн руб. при заключении фиктивных контрактов. Сама женщина вину признает не в полном объеме, утверждая, что являлась лишь пособником при совершении мошеннических сделок. Она дала показания на других участников преступных схем из числа руководства ТВЭЛ, но в итоге все они пошли по делу свидетелями.
Как сообщил "Ъ" адвокат Ольги Никоновой Максим Старков, прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) его подзащитной.
"Материалы дела направлены в Нагатинский райсуд для рассмотрения по существу, на следующей неделе состоятся предварительные слушания",
— пояснил защитник. По его словам, содержащаяся в СИЗО-6 "Печатники" 45-летняя женщина свою вину признает лишь частично. Господин Старков пояснил: хищения в ТВЭЛ действительно были, но Ольга Никонова не могла играть в них ключевую роль, исходя хотя бы из занимаемой ею должности директора департамента нормативно-правового обеспечения АО, являющегося топливной компанией "Росатома".
"Через нее не проходили финансовые потоки, в течение семи лет подписи на документах ставил другой человек, а все контракты проверялись службой безопасности",
— отметил адвокат. Он считает, что Ольгу Никонову следствие "сделало крайней". И это притом что она дала подробные показания на участников преступной схемы по хищению средств. Однако эти люди — в основном менеджеры уровня заместителя главы ТВЭЛ — остались в деле свидетелями. По некоторым данным, для них все ограничилось лишь незначительными кадровыми перестановками.
"Моя подзащитная понимает, что на оправдательный приговор рассчитывать не стоит, но настаивает на смягчении квалификаций своих действий",
— сказал Максим Старков.
Уголовное дело по фактам хищений в ТВЭЛ было возбуждено еще в мае прошлого года следователями 4-го управления МВД, занимающегося охраной особо охраняемых режимных объектов, к которым относятся структуры "Росатома". В октябре 2015 года было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемой в мошенничестве Ольги Никоновой. Однако оперативники найти ее не смогли, и женщину объявили в розыск. Через пару недель она была задержана в городе Выборге Ленинградской области. Как считали сыщики, она собиралась выехать в Финляндию, где якобы имела недвижимость. Ольгу Никонову доставили в Москву, где Замоскворецкий суд санкционировал ее арест. Позже по ходатайству следствия был наложен арест и на ее имущество. Защита неоднократно обжаловала эти решения, дойдя до президиума Мосгорсуда, где Ольга Егорова лично отменила несколько постановлений. В частности — об аресте имущества (потом следствие все равно его добилось), а также одного из решений о продлении сроков содержания под стражей обвиняемой. Оказалось, что суд первой инстанции допустил грубейшую ошибку. В начале постановления говорилось об Ольге Никоновой, но в описательно-монтировочной части фигурировала уже фамилия Новикова. В результате райсуду было предписано еще раз вернуться к вопросу о продлении ареста для бывшего топ-менеджера ТВЭЛ. Впрочем, сенсации не произошло, и женщина осталась под стражей.
По версии следователей МВД, в 2007-2013 годах Ольга Никонова, используя свое должностное положение, заключила ряд договоров с несуществующими юридическими лицами на периодическое обновление справочных правовых систем по заведомо завышенным ценам. Однако фактически эти системы так и не были установлены в департаменте нормативно-правового обеспечения. Впоследствии госпожа Никонова, по мнению МВД, согласовывала подписание финансовых документов на перечисление денежных средств на счета фирм-однодневок, которые в дальнейшем выводились из легального оборота и присваивались. Общая сумма похищенных средств составила около 110 млн руб. Надо отметить, что изначально следователи вели речь не только об Ольге Никоновой, но и "неустановленных следствием лицах". Однако под суд пошла лишь бывший директор департамента нормативно-правового обеспечения. Уголовное дело в отношении "неустановленных лиц" выделили в отдельное производство, но его расследование, по некоторым данным, застопорилось.